Меню

В поисках врагов: как белорусская оппозиция воюет с мнимыми угрозами

В поисках врагов: как белорусская оппозиция воюет с мнимыми угрозами
Фото: depositphotos.com, носит иллюстративный характер, карикатура Антона Островского и из архива "МП"

Поскуднела жизнь у белорусских беглых, конечно. Нет, что касается неких драм, выяснения отношений, поиска агентов КГБ и прочих вредителей никак не наступающей демократии — здесь все стабильно.

Поводы поскуднели: 5 лет назад ругались за якобы миллиарды голосов у Тихановской, хотя конкретно за нее вообще в 2020-м не голосовал никто. Затем ругались за сотни миллионов американских и европейских грантов, потом — за десятки миллионов этих самых грантов чуть ли не официально разворованных. И просто за миллионы долларов и евро, которые куда-то постоянно испарялись из любой отчетности. Следом были разборки за десятки тысяч позиций личных данных тех, кто донатил экстремистам и в целом вел себя нехорошо, но всех по украденным базам нашли силовики.

Из ЕС на Тихановскую за четыре года потратили более 100 млн евро. И значительная часть этих средств распределялась через НКО «Инфопойнт», связанный с офисом Тихановской. Именно крохи от этого пирога получали и оппозиционные СМИ, и отдельные белорусские блогеры.

Сегодня ругаются… за 15 евро. Лет 7 назад в инстаграме одного лютого режимного пропагандиста появилась фотография, которая сегодня шуму наделала бы прилично, — ярый сторонник Лукашенко и социально-ориентированного курса Беларуси с опорой на сотрудничество с Россией восседает на центральной площади итальянской Венеции. И подпись была — мол, три человека съемочной группы одного из телеканалов вынуждены были заплатить за капучино и водичку в туристической Мекке всех романтиков… 62 евро. Конкретно речь про две чашки кофе, три стакана воды, салфетки и прослушивание живой музыки — а это в европейских ресторанах в счет включается автоматически.

Сегодня бы пропагандиста за такую расточительность наверняка бы отругали приблизительно все адепты демократичности, особенно те, кто ради демократии сбежал в сопредельные страны и сегодня побирается по литовским и польским помойкам. Судя по чатам беглых — это не преувеличение. Но аккаунт пропагандиста с венецианской серией фотографией был безвозвратно удален демократами, которые в 2022 году включили такой уровень цензуры и тотального отсутствия свободы слова, что ни одной диктатуре и не снилось.

На неделе же для скандала хватило другого пропагандиста, но уже альтернативных взглядов и ориентации по теме спорта. Речь про Александра Опейкина, который в 2020-м под шумок вместе с тезкой-девочкой Герасименей создали некий фонд для спортсменов. Туда они активно пытались их переманивать, чтобы те ругали еще вчера щедро кормящий их «режим» в надежде на еще более щедрую кормежку от… От кого, кстати?  Саши толком не говорили.

Начиналось, как и все в белорусской оппозиции, с восхвалений и од — о том, как совсем скоро гражданин Опейкин в едином порыве бросит спортсменов против белорусской государственности. Поначалу тех набралось приблизительно два, еще трое пришли из ветеранских организаций — но тогда это никого особо не смущало. А начало, когда вся демократическая спортивная общественность, а затем и сама Герасименя вдруг поняли, что Опейкин просто собирает деньги на якобы помощь атлетам, но помогает только самому себе. Несправедливо, подумалось Герасимене, ведь по приговору суда в Минске их обоих посадили на 12 лет. У нее к тому же конфисковали недвижимость с Range Rover — а у Опейкина ничего. Потому что по одним документам, тем, что в Беларуси, у него ничего нет. А вот по другим — куча ворованных денег, до спортсменов так и не дошедших.

Герасименя и Опейкин с августа 2020 по 20 мая 2022 года через интернет распространяли ложные сведения о событиях, происходивших на территории Беларуси после выборов в 2020-м. Они обращались к различным государствам, иностранным и международным организациям о введении санкций в отношении НОК Беларуси и других спортивных организаций.

В общем, ушла эта Саша ни с чем. Интереснее с другим. Он наворовал и особо не парится. Даже троллит беглых, постоянно в соцсетях намекая, что все они ущербные, а вот кто молодец — так это Александр Лукашенко, ловко подавивший разрушительный для Беларуси госпереворот, и молодец, собственно, сам Саша Опейкин, который на бунте заработал и не собирается ни с кем делиться.

О том, что ему хорошо, написал сам же Саша в соцсетях. И показал чашечку кофе из Венеции за 15 евро.

И началось… Очередь из желающих пнуть Опейкина за слишком роскошную, аж на 15 евро, жизнь, пока у многих беглых 15 евро – это бюджет на неделю, выстроилась из сотен человек. Под раздачу мгновенно стали попадать все, кто вообще не нищенствует в самоизгнании. У кого работа – тех лупили за недостаточную помощь тем, у кого работы нет. Хотя на кой черт кому-то помогать последним? У кого бизнес в Литве или Польше — костерили за то, что не финансируют экстремистские СМИ, финансировать которые после отказа Трампа уже вообще некому.

Достали из шкафа даже позабытого и покрытого пылью Вечерко — вспомнили его историю с часами за 10 тысяч долларов, которые Франак с гордостью носил: мол, якобы подарок. Но когда беглые с бюджетом 15 евро в неделю стали возмущаться — начал носить менее заметно и якобы пообещал продать часы на аукционе. Прошел год, а их там так никто и не увидел —можно предположить, что появятся года через два, ведь по классической русской пословице (а Франак — тот еще любитель всего русского, особенно «Белого русского») «обещанного три года ждут». Обещанной демократии вокруг Тихановской, правда, не случилось и через 5 лет. Но кому уже какое до нее дело: что до демократии, что до Тихановской?

Масла в огонь подлил политический оппонент Светы — Паша Латушко, который в разгар переговоров всех со всеми, когда Москва и Вашингтон ищут точки соприкосновения (что ожидаемо хоронит перспективы белорусской оппозиции), не находит ничего лучше, чем объявить об открытии собственного фонда. Мол, все же собирают деньги с доверчивых и глуповатых сторонников неких перемен — чем он хуже? Тут уже Латушко с удовольствием насыпали матюков в спину — кому что, а этому абы денег себе собрать.

Понимание демократии. Докричались массы (ну как массы — несколько тысяч оставшихся от протестной толпы активистов, остальные или сидят, или отсидели, или давно передумали быть революционерами) до того, что откровенными придурками стали называть сразу две категории причастных к оппозиции индивидуумов. Тех, кто обязательно попробует 25 марта собрать в зарубежье акции, от которых эффекта, как говорит Рябов, «каля нуля». И не меньшими придурками назвали тех, кто собирается пойти на эти мероприятия ради сомнительной красоты никому не нужных фотографий.

Звучали даже предложения от одних оппозиционеров (тех, кто на протесты уже не ходит) других (кто на протесты ходит)… избивать арматурой. Арматура еще с 90-х — любимый аргумент якобы демократической и за мирные перемены оппозиции. Но забавно, что те, кто вопил от нежного применения в Минске против госпереворотчиков и бунтарей палки резиновой классической — сегодня предлагает куда более радикальный инструмент в борьбе с теми, кто неправильно понимает демократию и демократичность.

А если у демократии есть правильное и неправильное понимание (во втором случае это порождает насилие в отношении непонятливых с помощью арматуры) — это как раз и называется диктатурой. А то и тиранией, которые образовались в Польше и Вильнюсе у беглых, пока Минск демократизирует ради светлого будущего свою разумную авторитарную форму правления. И делает это настолько хорошо, что даже американская пресса пишет — Лукашенко — красавчик, экономика Беларуси — красотка, чиновники — молодцы, люди всем довольны.

Довольны ли те люди, которые беглые? Ой, не факт. У кого 15 евро на капучино в Венеции есть — у них все пучком. У остальных — пучком волосы с головы рвутся от того, какой ерунды в своей жизни они наделали. Табуированная тема из закрытых чатов беглых, по которой не хочется топтаться, но она есть — резкий рост за последний год попыток, безуспешных и завершенных, суицидов среди граждан Беларуси в сопредельных государствах. И проблема для них в том, что Минск это заботит куда больше, чем Варшаву и Вильнюс. А Брюсселю с Вашингтоном — так вообще по боку.

Так что? Не пора ли домой? В районе Октябрьской площади капучино вполне можно заказать в 15 раз дешевле, чем на Сан-Марко. Да и вообще, Венеция — дурно пахнущий и грязный город, а Минск — чистый и прекрасный. Как и Гродно, Витебск, Могилев, Гомель и Брест, да и все остальные населенные пункты.

А все эти якобы политики и якобы лидеры протеста… Да пускай бы подавились своим капучино, часами и фондами. Это лучшее, что они могут сделать раз не для себя, а так для людей.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59