Гений слова о войне. История жизни и творчества писателя-фронтовика Владимира Богомолова
Совсем скоро мы будем отмечать 79-ю годовщину Великой Победы и 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. И рассказывая о героях, известных, малоизвестных, а иных практически неизвестных, не только широкому кругу, но и подчас своим землякам по деревне, городу, району, будет очень несправедливым промолчать о фронтовиках, которые стали писателями, нет, не просто писателями, а гениями слова о войне, потому что сами принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны.
Писатели, прошедшие дорогами войны, написали для нас замечательные, а самое главное — правдивые (!) книги о Великой Отечественной войне. В их книгах главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство, то есть не прикрытая, не приукрашенная правда о войне. Кто-то писал сразу по окончании войны, кто-то по прошествии лет, а кто-то писал о войне всю свою послевоенную жизнь.
Писатели-фронтовики — это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. В неполном списке, внесших огромный и неоценимый вклад в развитие советской прозы и поэзии, писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Это артиллеристы Юрий Бондарев, Евгений Носов и Григорий Бакланов; морской пехотинец Александр Яшин; танкисты Сергей Орлов и Анатолий Ананьев. Писатель Николай Грибачев был командиром взвода, а затем командиром саперного батальона. Олесь Гончар воевал в минометном расчете; пехотинцами были Василь Быков и Вячеслав. Кондратьев; минометчиком — Михаил Алексеев; курсантом, а затем партизаном — Константин Воробьев; связистом — Виктор Астафьев; самоходчиком — Виктор Курочкин; разведчиком — Владимир Богомолов.
И когда они, многие мальчишками, записывались в добровольцы, разве задумывались о том, что напишут книги о войне, что книги эти будут изданы миллионными тиражами, а потом выйдут замечательные фильмы — экранизации этих книг. И что в отечественном литературоведении появится специальный термин: «лейтенантская проза», которую будут проходить, нет, изучать (!) в школах советской поры. Сегодняшнее же повествование посвятим Владимиру Осиповичу Богомолову.
О начале жизни и войне Владимира Войтинского-Богомолова
Итак, смею утверждать, что многие поколения советских людей читали роман Владимира Осиповича Богомолова «Момент истины», еще известный и под названием «В августе сорок четвертого». Именно после публикации этого произведения к Владимиру Богомолову и пришла широкая литературная известность.
Об этом ярко свидетельствует то, что это роман «Момент истины» переиздавался более 130 раз и дважды был экранизирован. Режиссером одного из фильмов, вышедшего на экраны в 2000 году, под названием «В августе 44-го…» был советский и белорусский режиссер Михаил Пташук. А до этого Владимир Богомолов написал несколько рассказов, самыми известными среди которых считаются следующие: «Первая любовь», «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком», «Зося», а также повесть «Иван».
Родился Владимир 3 июля 1924 года в подмосковном селе Кирилловке, и уготована ему была достаточно сложная судьба. До 1948 года Владимир был Войтинским, по отчиму, в 1948-1953 годах жил под фамилией матери — Богомолец, потом взял себе фамилию Богомолов. Учился Володя Войтинский в столичной московской средней школе №71, после окончания семи классов в 1938-м году, оставил школу и уехал в Крым на заработки, где и сдал экстерном программу восьмого класса. А его трудовая биография началась с работы счетовода, потом он перешел в моряки, став помощником моториста.
Вернулся в столицу Владимир Войтинский буквально перед самой войной, в мае 1941 года, а с первых же дней Великой Отечественной войны записался добровольцем в противопожарный полк ПВО Москвы. Впоследствии он так говорил о своем решении в 17 лет пойти на войну добровольцем: «…для нашего поколения было неестественным, диким, непонятным всякое иное решение и поведение…»
В июле-октябре того же, 1941 года, Владимир Войтинский стал курсантом полковой школы младших командиров, затем успел повоевать на Калининском фронте. По имеющимся сведениям, Войтинский с ноября 1941 по апрель 1942-го года сражался, будучи командиром отделения разведки. В апреле 1942-го он получил тяжелое ранение. Владимир потом будет вспоминать, как его оглушило разрывами, как он сумел лишь слегка приподнять голову и слева увидел бойца с распоротым животом, и как тот пытался вложить обратно вываливающиеся его внутренности. А впереди ничком лежал его взводный командир, и у него отсутствовала часть головы, узнать взводного Владимир сумел лишь по сапогам. Таким было страшным, и наложившим отпечаток на всю последующую жизнь, боевое крещение Владимира Войтинского.
Затем было лечение в тыловых госпиталях, а с июня 1943 года Владимир Войтинский снова в строю, став курсантом Ленинградского Краснознаменного артиллерийско-технического училища, находившегося тогда в городе Ижевске. А после ускоренного курса училища Владимир Войтинский попадает в войсковую разведку.
Участвовал он в форсировании Днепра и в наступательной операции под Кировоградом, в январе 1944 года, после второго ранения, снова оказался в госпитале. Вернувшись в боевой строй, участвовал в освобождении Беларуси, за бои по освобождению города Гродно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
В сентябре того же, 1944 года, Войтинского перевели из войсковой разведки в военную контрразведку, теперь он продолжил службу в «СМЕРШе», так назывались контрразведывательные советские органы в годы Великой Отечественной войны: сокращено от «Смерть шпионам». Участвовал он в форсировании Вислы и освобождал Польшу, воевал в Восточной Пруссии и Германии.
В мае 1945 года война для Владимира Войтинского не закончилась. Были в его биографии контрразведчика еще и Маньчжурия, Камчатка, Южный Сахалин, где он участвовал в борьбе с бандами и ликвидации японской диверсионной группы. Владимир Войтинский перенес еще одно ранение, а по выздоровлению его командировали на Украину, где воевал с бандеровцами, затем была еще и служба в Германской Демократической Республике. Уволился лейтенант Владимир Богомолов лишь по состоянию здоровья в 1952 году.
О творчестве и общественной деятельности после войны
Кинорежиссер Андрей Смирнов, друживший с Владимиром Осиповичем Богомоловым, писал:
«Это был человек невероятной чистоты. Он ушел на войну в 15 лет, прибавив себе два года, о чем, как рассказывал потом, имел возможность пожалеть, поскольку попадал в такие кровавые переделки… Был человеком высокой культуры, хотя не имел специального образования. Просто он не уставал заниматься самообразованием. У него всегда на письменном столе можно было увидеть гору книг. К слову относился так же тщательно, как солдат, отправляющийся в разведку, к своему оружию и снаряжению. Главное — чтобы не подвело, не дало осечку. И был он сильным и храбрым до конца. Я мало кого так уважаю, как Владимира Осиповича».
Владимира Богомолова современники справедливо считали писателем огромного таланта, но еще Владимир Осипович был человеком принципиальным, даже, наверное, одержимо непримиримым к имевшим место негативным тенденциям в советском обществе и государстве. Так, в 1990-е годы Владимир Богомолов активно занимался поддержкой военных, которые остались после развала страны в Прибалтике. Он написал обращение к Ельцину с требованием помочь на государственном уровне военным и их семьям, которые остались фактически в чужих странах, и были брошены на произвол судьбы. Но его обращение осталось без ответа.
В 1995 году состоялась публичная полемика Владимира Богомолова и Георгия Владимова по поводу места в истории России генерала Власова. Владимов написал роман «Генерал и его армия», в котором генерал-предатель всячески восхвалялся. Богомолов, в свою очередь, написал работу «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия», в которой выступил против провласовского романа Владимова. Владимир Богомолов тогда так писал:
«Очернение с целью «изничтожения проклятого тоталитарного прошлого», Отечественной войны и десятков миллионов ее живых и мертвых участников как явление отчетливо обозначилось еще в 1992 году. Люди, пришедшие перед тем к власти, убежденные в необходимости вместе с семью десятилетиями истории Советского Союза опрокинуть в выгребную яму и величайшую в многовековой жизни России трагедию — Отечественную войну, стали открыто инициировать, спонсировать и финансировать фальсификацию событий и очернение не только сталинского режима, системы и ее руководящих функционеров, но и рядовых участников войны — солдат, сержантов и офицеров».
Богомолова неоднократно награждали: орденом Трудового Красного Знамени, различными премиями, дипломами, а он отказывался их принимать, что тоже воспринималось с непониманием.
Владимир Богомолов долгое время серьезно болел, боролся с онкологией, но его сердце остановилось 30 декабря 2003 года.
А о его творчестве, считаю, лучше всего сказать его же словами:
«Когда пишешь или даже упоминаешь о цене Победы,
о десятках миллионов погибших, ни на секунду не следует забывать,
что все они утратили свои жизни не по желанию, не по пьянке,
не в криминальных разборках или при разделе собственности
и не в смертельных схватках за амдоллары и драгметаллы,
— они утратили свои жизни, защищая Отечество,
и называть их «пушечным мясом», «овечьим стадом», «быдлом»
или «сталинскими зомби» непотребно, кощунственно»…