О Польше, выборах и не только — интервью с Томашем Шмидтом

В Польше проходит президентская гонка. Первый тур выборов лидера страны назначен на 18 мая. О кандидатах в президенты, политике Польши в отношении Беларуси и многом другом поговорили с польским экс-судьей Томасом Шмидтом, который попросил политического убежища в Беларуси.
— Как вы оцениваете текущую политическую ситуацию в контексте президентских выборов? Набрала ли кампания обороты за последние недели? Удивил ли вас какой-либо из кандидатов положительно или отрицательно? Почему?
— Президентская кампания может повлиять на дальнейшее функционирование правящей коалиции. Дональд Туск рассчитывает на победу своего кандидата Рафала Тшасковского. Преимущество Тшасковского над другими кандидатами значительное, но постепенно уменьшается. Следует предположить, что состоится второй тур выборов. В настоящее время в опросах на втором месте чаще всего упоминается Кароль Навроцкий, связанный с партией «Право и справедливость», а на третьем — Славомир Менцен (Конфедерация). Поражение Рафала Тшасковского значительно усложнило бы ситуацию правящей коалиции, которая и сейчас непростая. Проблемы правительства Туска включают геополитическую ситуацию, а также сложное экономическое положение в Польше. На международной арене Туск пытается лавировать между администрацией Трампа и Брюсселем, с явным уклоном в сторону Брюсселя. Однако он не может действовать так бесконечно и вскоре придется выбрать одну из сторон политического спора. Польша сталкивается с ростом цен, это касается основных товаров, а также газа и электроэнергии. Одновременно инвесторы начинают переносить свой бизнес в другие регионы мира из-за роста цен на производство и очень сложных национальных и европейских правил, действующих в Польше.

За последние недели избирательная кампания набрала обороты. Состоялись предвыборные дебаты, первым их результатом стала потеря процентных пунктов поддержки Славомиром Менценом. Независимо от моего мнения о Менцене, его победа позволила бы разрушить дуополию PiS/PO, которая действует в Польше на протяжении ближайших десятилетий. Стратегия Менцена заключается в объединении крайних групп избирателей, то есть пенсионеров и молодежи. Он рассчитывает, что если это удастся, то так называемый центр также будет направлен на него. Стоит помнить, что так называемая повятовая Польша дважды выбирала Анджея Дуду президентом при большом сопротивлении городского электората, очень подверженного влиянию СМИ.
К сожалению, ни один из кандидатов не удивил меня положительно. Как Тшасковский, так и Навроцкий повторяют ранее известные лозунги, которые не соответствуют текущей геополитической ситуации, в которой находится Польша. Из более известных кандидатов только Гжегож Браун, несмотря на крайне правые взгляды, говорит о необходимости установления экономического и политического сотрудничества с Беларусью и Россией. Он выражает мнение о ценности многовекторной политики.
Негативного удивления также не было, так как я не вижу положительных моментов у лидирующих в опросах кандидатов. Я не связываю с этими кандидатами больших надежд на положительное изменение международной политики Польши.
— Как вы оцениваете события, связанные с кризисом на границе, в том числе вопросы, связанные с контрабандой взрывчатых материалов и продолжающимся иммиграционным кризисом? Предлагает ли какой-либо из кандидатов реальные решения по вопросам открытия границы, возобновления торговли и восстановления приграничной зоны?
— Начнем с попытки контрабанды чрезвычайно сильного взрывчатого вещества (пентаэритритол-тетранитрат/PETN) через польско-белорусскую границу (Тересполь/Брест). Взрывчатого вещества было около 580 кг, а примерно 200 граммов могут привести к взрыву легкового автомобиля. Взрыв 580 кг вещества мог бы уничтожить половину Бреста. Не известно, как польские пограничные службы пропустили такой опасный материал. Уже вес автомобиля (более 580 кг) должен был привлечь внимание польских пограничников.

Польские власти не заняли официальную позицию по этому вопросу и не допустили совместного польско-белорусского расследования для выяснения обстоятельств. Они также отрицали, что такой автомобиль пересек границу, хотя белорусские пограничники предоставили видео, на котором видно, как транспортное средство проезжает со стороны Польши.
Такая позиция однозначно свидетельствует о том, что польским властям безразлично выяснение обстоятельств, а также может указывать на то, что польские спецслужбы были вовлечены в попытку этой контрабанды. Приближается День Победы — великий праздник победы над фашизмом. Транспорт с взрывчаткой должен был быть направлен в Россию, так что можно предположить, что там был запланирован террористический акт, в результате которого погибли бы невинные люди.

На мой взгляд, гипотеза о причастности польских спецслужб является наиболее достоверной, и это ставит Польшу в один ряд с государствами, поддерживающими терроризм.
— Как вы оцениваете ход нынешней президентской кампании в Польше? Видите ли вы различия по сравнению с президентскими выборами в Беларуси? Как вы оцениваете стиль и легальность проведения кампании в Польше?
— Польская президентская кампания является весьма жестокой и далекой от принципов демократии. Медийно исключаются кандидаты, не принадлежащие к системе, чьи взгляды основаны на принципах взаимного сотрудничества и мира между народами. Здесь чрезвычайно тяжело продвинуть свои взгляды в противовес таким кандидатам, как, например, Гжегож Браун или Мацей Мацяк. Эти кандидаты не только подавляются основными СМИ, но и атакуют друг друга, что с точки зрения борьбы с брюссельскими глобалистами является нелогичным. В Польше отсутствует столь явная структура, как, например, «Альтернатива для Германии», и на данный момент не наблюдается политической силы, способной создать такую структуру. Также в польской политической жизни явно не хватает левой партии, основанной на традиционных ценностях, хотя потенциал, особенно среди молодежи, имеется. Все большая часть общества устала от постоянной борьбы за власть между «Prawo i Sprawiedliwość» и «Platforma Obywatelska», которая не приносит польским гражданам ничего хорошего. В Польше не хватает социальных программ, поддержки образования, системы здравоохранения и польского бизнеса.

Легальность выборов во многом может зависеть от того, кто победит. Ведь если победит контркандидат Рафала Тшасковского, нельзя исключать «румынский вариант», то есть аннулирование выборов под вымышленным предлогом. Уже есть определенные сигналы о том, что Брюссель готовит подобного рода действия. Я имею в виду заявление заместителя председателя Европейской комиссии Генна Вирккуненa, который анонсировал так называемый круглый стол по польским выборам с целью анализа их законности. Согласно информации «Deutsche Welle», такого круглого стола не состоится, что не означает, что Брюссель отказался от влияния на польский избирательный процесс. Однако делать это он не будет столь очевидным способом.
Президентские выборы в Беларуси были намного более демократичными, чем то, что я наблюдал в Польше на протяжении многих лет. Белорусы серьезно относились к решению о том, в каком направлении должна развиваться их страна, и все правила, закрепленные в Конституции и Избирательном кодексе, строго соблюдались.
Польше не хватает политического лидера такого формата, каким является Александр Лукашенко в Беларуси.
— Общество кажется все более поляризованным, а ненависть и враждебность нарастают, в том числе по отношению к представителям СМИ. Как вы думаете, какой из кандидатов смог бы разорвать этот сценарий ненависти? Является ли поляризация выгодной политикам?
— Поляризация польского общества является для Брюсселя очень удобной, поскольку таким образом глобалисты могут с легкостью влиять на политические процессы. Чем сильнее поляризация, тем легче воздействовать посредством СМИ и любых других средств социотехники. Формируются два лагеря, представители которых нечувствительны к сообщению, основанному на фактах, и воспринимают лишь те взгляды, к которым были приучены. Поляризация выгодна не только глобалистам, но и политикам двух крупнейших политических партий в Польше, а именно «Platforma Obywatelska» и «Prawo i Sprawiedliwość».
Все это — лишь театр для избирателей, который служит достижению политических целей.

На данный момент в польской политической жизни нет лидера, который смог бы разрушить этот сценарий ненависти, что не означает, что со временем такой политик не появится. Некоторые надежды можно связывать со Славомиром Менценом, хотя, по моему мнению, в его окружении есть несколько более выразительных политиков.
— Президент Лукашенко заявил, что власть в Польше является унижением для польского народа. Как вы понимаете эти слова? Каковы шансы на нормализацию отношений между Польшей и Беларусью? Какие выгоды могла бы принести такая нормализация в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
— Действительно, власть в Польше является унижением для польского народа, поскольку она не реализует интересы польского общества, а служит интересам Брюсселя, Вашингтона или Берлина. Все больше поляков осознают это, но на данный момент в политической жизни нет лидера, способного объединить этих сознательных граждан в стремлении к достижению настоящей независимости Польши.
Перспективно существует шанс на нормализацию отношений между Польшей и Беларусью. Однако это зависит не от польских властей, а от решений Вашингтона или Брюсселя, продиктованных геополитической ситуацией. Польское правительство не является реальным партнером для переговоров, так как оно выполняет лишь приказы из других центров принятия решений.

Нормализация в направлении Польша — Беларусь — Россия открывает для Польши новые возможности развития. Прежде всего, это касается транзита товаров по евроазиатскому направлению, торгового обмена, дешевого газа и электроэнергии. В ускоренном темпе Польша получила бы ощутимые экономические выгоды и значительно стала бы независимой от центра в Брюсселе.
В долгосрочной перспективе Польша могла бы стать одним из столпов мирной политики в рамках ЕС, в направлении Беларуси и России, а также элементом, стабилизирующим этот регион.
— Прошел год с тех пор, как вы находитесь в Беларуси. Как вы оцениваете это время? Каковы ваши планы на будущее как в личном плане, так и в профессиональной сфере?
— За год пребывания в Беларуси я многому научился. Я живу в государстве, основанном на принципах социальной и народной справедливости. Беларусь, несмотря на сложную геополитическую ситуацию, незаконные санкции и фактически веденную прокси-войну на границе польским правительством, сумела сохранить свою независимость, позаботиться о гражданах и обеспечить себе экономическое развитие.
Будущее — это работа, как в медиа-сфере, так и через установление и поддержание взаимных дружественных контактов между польским, белорусским и российским народами, а также с другими народами Европы и мира.
Автор: Давиде Карбонаро