Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Вучич и его дилемма. Как Сербии удержать баланс между Россией и Западом и кто все же в приоритете

Вучич и его дилемма. Как Сербии удержать баланс между Россией и Западом и кто все же в приоритете
Фото: AP Photo/Darko Vojinovic, Kay Nietfeld / AP и из открытых источников, носит иллюстративный характер

Ситуация, которая складывается вокруг самопровозглашенного Косова и обострившаяся в конце июля, в очередной раз вынуждает политическое руководство Сербии делать непростой выбор. Президент Сербии Александр Вучич, неоднократно проявлявший чудеса балансирования между Россией и Западом, в очередной раз поставлен перед сложной дилеммой: в какую сторону вести страну.

Компромисс с документами и регистрационными знаками должен быть достигнут между Белградом и Приштиной до 1 сентября, но исходя из последней информации, это вряд ли произойдет, несмотря на переговоры в Брюсселе при посредничестве Европейского Союза, состоявшиеся 18 августа. Договоренность на переговорах не была достигнута, невзирая на личное участие в них главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля и присоединившихся к переговорщикам эмиссарам ЕС и США на Балканах Мирослава Лайчака и Габриэля Эскобара. Поэтому 21 августа Вучич во главе представительной делегации своей страны, в состав которой входили премьер-министр Сербии, министр финансов и другие высокие официальные лица встретился с представителями косовско-метохийских сербов.

В этот же день президент Сербии обратился с телеобращением к нации, суть которого можно свести к призыву к НАТО выполнить свои миротворческие обязательства в Косово, в противном случае, Сербия сама предпримет все необходимые меры для защиты косовских и метохийских сербов: «Нам некуда идти, мы загнаны в угол… Мы спасем наш народ от преследования и погромов, если этого не сделает НАТО».

После срыва переговоров при посредничестве ЕС, миротворческие войска НАТО были развернуты на основных дорогах на севере Косова, командование которых заявило о готовности защищать свободу перемещения как для сербов, так и для албанцев.

Так совпало, а может быть, так было задумано на случай неудачи переговоров в Брюсселе, что 22 августа Москву посетил министр внутренних дел Сербии Александр Вулин, но в России ждали не его, а министра иностранных дел Николу Селаковича, чей визит был анонсирован еще на прошлой неделе, когда пытались договориться Белград и Приштина. Причина замены профильного министра на главу МВД может быть в том, что Селакович является приверженцем партнерства Сербии с ЕС, США, Россией и Китаем, что созвучно позиции президента Вучича, пытающегося, по словам нашего Президента Александра Лукашенко, «усидеть на трех стульях». Вулин же позиционирует себя антизападником, постоянно заявляя, что Россия — главная опора Сербии. С другой стороны, переговоры министра внутренних дел Сербии с министром иностранных дел России однозначно покажут Западу намерение сербского президента склониться в сторону Москвы, а заодно посмотреть на реакцию Запада, что станет в дальнейшем руководством к действию сербского лидера, которому станет ясно, насколько далеко можно заходить в сближении с Россией и в дистанцировании от Запада, или наоборот.

Министр иностранных дел Сербии Никола Селакович

Итоги переговоров с Сергеем Лавровым Александр Вулин оценил следующим образом: «Сербия, которую возглавляет президент Александр Вучич, не забывает вековое братство с Россией… Сербия является единственной страной в Европе (наверное, министр имел в виду членов и кандидатов в ЕС. – А.Ч.), которая не ввела санкции против Российской Федерации и не стала частью антироссийской истерии».

Сергей Лавров в своем заявлении отметил, что «пакости тех, кто сорвал мой визит в июне не могут поколебать российско-сербские отношения». Относительно будущих контактов глава российской дипломатии сказал: «Будем рады видеть в Москве министра иностранных дел Сербии в любое удобное время».

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров

Вучич же по-прежнему продолжает заявлять о нейтралитете, понимая его как сотрудничество со всеми важнейшими игроками на международной арене и объясняя нейтралитетом своей страны любое внешнеполитическое решение или его отсутствие. Показателем того, что сербское руководство никогда не будет спешить с геополитическим выбором является даже то, что идея нейтралитета до сих пор не прописана ни в законах страны, ни во внешнеполитических концепциях. В 2007 году сербский парламент в резолюции о защите суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя записал тезис о неприсоединении к существующим военным союзам. Но, в то же время, Сербия с того момента подписала ряд соглашений с НАТО, которые закреплены в некоторых законах. Вот такой получился особенный сербский нейтралитет, который на самом деле является удобной фигурой речи, не обладающей политической субъектностью.

Не очень хорошо, что Сербия продолжает выстраивать свои международные отношения в зависимости от конъюнктуры, создавая для общественного мнения внутри страны определенную картинку. Но не надо забывать, что Сербия остается основным партнером России на Балканах и ее «адвокатом» в ЕС, пока не присоединившимся к антироссийским санкциям.

Какой выбор сделает Белград, есть надежда скоро узнать: в октябре должно быть сформировано новое правительство. Есть всего лишь надежда потому, что сам процесс затягивания формирования правительства может быть связан с необходимостью отсрочки решения о судьбе присоединения Сербии к антироссийским санкциям. А это еще один показатель балансирования Сербии между Востоком и Западом. Это означает, что руководство Сербии выжидает, кто из внешнеполитических тяжеловесов (Россия или ЕС) сможет решить косовскую проблему. На основании этого и продолжит делать свой геополитический выбор, стремясь не забывать о своем удивительном «сербском нейтралитете» и подавая это электорату как заботу об интересах своей страны.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59