Почему западные политики обещают с три короба и ничего не выполняют
Современная западная политика напоминает известный анекдот, когда встречаются две подруги, и одна другой говорит: «Представляешь, мой новый парень обещал свозить меня на Мальдивы». — «А твой бывший возил тебя на Мальдивы?» — «Нет, но он тоже обещал…»
Обещания в современной политической системе, увы, становятся краеугольным камнем того, как обретают власть (и в основном всякие проходимцы). Потому что обещать — это не значит жениться. А жениться — это даже серьезнее, чем Мальдивы.
Люди любят обещания. Самый красноречивый пример, яркость которого эффектно подчеркивают из прошлого кожаные штаны и фееричная игра на рояле óрганом, для игры на рояле совершенно не предназначенным, — Владимир Зеленский. Тот самый, который в период электоральной компании обещал чуть ли не каждому, кто за него проголосует, сделать из Украины те самые Мальдивы. Люди обещания любят, люди демократического воспитания — тем более. Правда, так же сильно обещания любят романтики, наивные глупцы и полные идиоты — и все они, кстати, тоже чаще всего очень демократичных взглядов.
Давайте просто по пунктам напомним основные тезисы предвыборной программы до сих пор президента Зеленского, хотя срок его президентских полномочий истек весной.
Итак, первое — мир на Украине. Не секрет даже для самого Владимира Александровича, что с этим обещанием очень большая проблема. Можно было бы про это долго шутить, но тема уж очень несмешная. И, собственно, раз с этим главным обещанием Зеленский сыграл выборы — умри, но выполни!
А вот здесь можно пошутить. Самый популярный анекдот на Украине в последний месяц — о том, что мир почему-то сделал сенсацию из попытки убийства в прямом эфире кандидата в президенты Трампа, хотя президент Зеленский регулярно выходит в прямой эфир полностью «убитым» — и ничего. Это, если кто не понял, про склонность Зеленского постоянно теребить нос и шмыгать им. Думаю, поняли.
Так вот Зеленский обещал Украине мир, не выполнил — и не умер. Хотя умерли сотни тысяч украинцев, а миллионы умерли как граждане Украины, потому что никогда уже не вернутся из эмиграции и станут французами, немцами и прочими голландцами.
Еще Зеленский обещал, цитата: «вернуть оккупированные территории с возмещением нанесенного Россией ущерба». Разобьем на части. Для начала, нельзя вернуть то, что у тебя не забирали: Донбасс и Луганск не игрушки и не вещь, там находятся живые люди, статус «живости» которых Киев постоянно ставил под угрозу своими обстрелами с 2014 года.
ДНР и ЛНР ушли сами, ушли туда, куда посчитали уйти нужным, домой — в Россию. Зеленский как-то говорил, что за них нужно бороться информационно, доказывая, что дончане и луганчане — это украинцы. Но и эту идею не воплотил, посчитав более простым блокаду регионов и военный террор якобы сепаратистов.
Убыточный актив. А, да — и территорий, которые Киев собирается возвращать назад, за время правления Зеленского стало только больше. В связи с тем, что территорий больше стало у России. И, вероятно, это еще не последняя такая акция, так что родителям школьников с покупкой контурных карт желательно не спешить хотя бы до конца августа: вдруг придется покупать уже новые…
Требование о возмещении Россией ущерба — это попытка нарисовать доходы из воздухав исполнении товарища популиста Владимира Александровича. Деньги Москва, бывает, дарит, но чаще речь о странах Африки и Азии и строго о процедуре обнуления госдолга перед Кремлем в знак дружбы и уважения. Под дружбой и уважением имеется в виду вхождение страны-должника в зону влияния Кремля на десятилетия, но это другая история.
Зеленский хотел заработать для Украины миллиарды… Но вот читаем новости сейчас: госдолг Украины при Зеленском вырос примерно на $74 млрд. Таким образом, действующий глава государства стал рекордсменом по наращиванию обязательств страны, обойдя и Виктора Януковича, и Виктора Ющенко. Война — это понятно, но публично же говорится о помощи Запада (Киев редко пишет, что помощь эта кредитная). 74 миллиарда долларов взяты в долг только при Зеленском – и непонятно кому их придется отдавать кредиторам. Хотя, откровенно говоря, единственная кандидатура для Запада на возврат денег, выделенных на Украину, — это… Владимир Путин. Может, в этом и заключается комбинация англосаксов? Выделить миллиарды Киеву и отдать Путину этот убыточный актив вместе с долгами. Владимир Владимирович, кстати, в случае полного перехода территорий Украины наверняка долговые обязательства возвращенных территорий исполнит. Москва демонстративно подчеркивает, что неукоснительно соблюдает все договоренности, прописанные на бумаге и не только.
Короче, обещал Зеленский много денег — наделал много долгов. Еще обещал реформировать экономику, ввести нулевые декларации для бизнеса, перейти от солидарной к накопительной системе пенсий, капитально отремонтировать инфраструктуру и побороть коррупцию. Особенно смешно последнее: победа заключается в основном в переходе коррупции в полное ведение вооруженных сил Украины, службы безопасности и прочих силовиков — эти, правда, воруют и чаще, и масштабнее (берут пример с курирующих их ребят из Пентагона).
Будет жаль, если на место Зеленского когда-нибудь придет другой такой же горлопан, который наобещает с три короба, а спросить за результат уже будет некому. Жаль будет, потому что это покажет: украинский народ не учится на своих ошибках. А Зеленский в президентском кресле – это ошибка украинского народа, за которую придется нести ответственность.
А у наших беглых обещалка не выросла. Дажеразмером с ту, которая у Владимира Александровича. Но недавно, правда, приросла в сантиметрах. Если кто-то вдруг пропустил, то Светлана Тихановская какое-то время назад собирала друзей. Подписали они бумажку, в которой назвали Тихановскую национальной лидеркой до момента неких честных выборов в Беларуси. Под «честными выборами» они подразумевают те, на которых победит Тихановская, чего никогда не случится, так что национальной лидеркой Светлана названа друзьями приблизительно навсегда.
Все остальные беглые обалдели от такой наглости, и на Тихановскую и друзей полетели литры критики и претензий, которые лишь по форме уступают образности Григория Азаренка, а по сути – плюс-минус то же самое.
А тема с обещаниями здесь еще более красочная. Потому что все эти псевдодемократы в своих обещаниях переобувались несколько раз за последние годы. Так, сначала обещалось, что Тихановская идет на выборы, потому что мужа посадили, а она просто подержит самодельные скипетр и державу в нелегкое для мужа время. Затем говорили, что Тихановская будет техническим кандидатом. Собственно, конкретно за нее в 2020 году вообще никто и не голосовал — в основном голосовали так против Лукашенко, потому что было обещано, что так будет хорошо. Или голосовали за Сережу, но, пока Сережа не выйдет, вот голос его женщине.
Еще раз: никто в оппозиции не будет спорить, что конкретно за кандидата в президенты Светлану Тихановскую никто не голосовал. Голосовали, потому что обещано было: победит Света – и сразу проведут новые выборы. Которые уже будут настоящими.
А потом хоп — и эту гражданку объявляют якобы легитимным президентом. О чем вы? Обещано же было голосовать за нее потому, что это против Лукашенко! Но, допустим, технический кандидат в изгнании могла бы сыграть свою обещанную роль — провести некие честные выборы, уже, очевидно, альтернативные.
Но нет. Светлана власть не отдала, превратившись из технического кандидата в узурпатора оппозиционной власти. Учитывая демократические реформы политической системы Беларуси с перераспределением полномочий в исполнении Александра Лукашенко, последний диктатор Европы – это уже Тихановская на самом деле.
И, когда срок нахождения на посту Тихановской даже по беглым филькиным грамотам оканчивался в августе, ее друзья собрались и еще раз кинули своих адептов, объявив Свету пожизненной лидеркой оппозиции.
Обещать не значит жениться
Собственно, пообещать и кинуть — фишка западной политики. А если «кидалу» попробовать призвать к ответу, он сбежит или в Великобританию, или в США. Потому что все мировые политические «кидалы» туда сбегают (может, так постоянно совпадает, но вряд ли).
И, если бы победила Тихановская, никаких перевыборов не было бы. Их бы якобы номинально готовили, но затягивали, а там — СВО, крики «помогите» — и вот уже в Беларуси натовские войска, их война с Россией на нашей территории, гибель нашего мирного населения. А Тихановская сидела бы в Литве или Лондоне, заламывала бы руки и причитала, что она же хотела перевыборы и вообще она не политик, но тут же война, не успела, а он, то есть Байден, сам пришел.
Отсюда мораль: доверять в политике нельзя плюс-минус никому. Наобещают, но не посчитают нужным обещания выполнять, и не спросишь с них потом.
Тогда что делать?
Доверять тому, кто регулярно свои обещания выполнял. А то, что выполнять не собирался — и не обещал, электорату не всегда приятно это воспринимать, но всегда — честно. И так происходило на протяжении долгого времени. Пяти лет, десяти, двадцати, тридцати… Допустим, это намек, но вы и сами поняли.
А беглым намек тоже дадим. Старая титульная оппозиция уже собирается назвать и своего лидера, который будет бороться с Тихановской. Предстоит битва жука и жабы, конечно, но посмотрим. А еще… Рано или поздно выйдут на свободу, отсидев свой положенный срок, Тихановский, Статкевич, те же Бабарико с Колесниковой. У них оснований претендовать на лидерство в оппозиции куда больше, чем у Светланы.