21°
Меню

Зеленые зоны, тюремные джамааты: разбираем причины захвата колонии в Волгограде

Зеленые зоны, тюремные джамааты: разбираем причины захвата колонии в Волгограде
Фото: РИА Новости и из открытых источников, в качестве иллюстрации

Четверо граждан Таджикистана и Узбекистана были ликвидированы при освобождении ИК-19 в Волгоградской области. Из-за связи с ИГИЛ событие стоит в одном ряду с «Крокус Сити Холл» и захватом СИЗО в Ростове. О новом явлении для правоохранительной системы РФ пишет политолог Андрей Лазуткин.

Из-за СВО как внутри российских силовых структур, так и внутри криминального сообщества произошла перегруппировка сил. Поскольку армию теперь комплектуют за счет контрактников, это постоянно вымывает кадры из смежных силовых структур по причине более высоких зарплат. Похожая ситуация была в Минобороны, когда там активно начали применять ЧВК — все лучшие специалисты уходили за длинным рублем. Кроме того, есть еще вопросы престижа, пропаганды, условий службы, и ФСИН по ряду факторов оказывается внизу силовой цепочки. Как сообщают СМИ, некомплект личного состава по ряду регионов во ФСИН достигает 30%, что сказывается на качестве работы.

Российский криминал также активно вербовали в СВО на первом этапе операции, когда война внепланово затянулась, и надо было быстро найти резервы, пока готовилась мобилизация. Такой временной мерой стала вербовка заключенных в ЧВК и отряды «Шторм Z», что перераспределило соотношение сил на российских зонах.

Там и ранее существовали тюремные джамааты (мусульманские общины), которые распространяли свое влияние на этнические группы внутри диаспор. Теперь, за счет вымывания традиционного криминала, джамааты начали претендовать на некую внутреннюю власть в ИК — обычно она выражается в связях с администрацией и выбиванием для себя поблажек. В этом плане российские зоны сильно отличаются от белорусских, которые в России считаются краснее «красных российских», потому что в РФ могут иметь хождение телефоны и существовать иная связь с волей, VIP-камеры, передача запрещенных веществ и предметов. Раньше все это распространялось на сообщество воров в законе и приближенных к ним, а теперь эти же поблажки за деньги начали получать и джамааты.

Две преступные системы враждуют между собой, потому что традиционные блатные понятия устанавливают иерархию, вводят запреты для лиц с социального дна и внутреннюю систему наказаний, вплоть до статуса опущенного, требуют соблюдения единых правил, а ваххабизм изначально ориентирован именно на социальное дно, отверженных в рамках исламской и любой другой системы. Так старая воровская система отношений, по сути, перестала работать в отношении мусульман на зонах — джамаат принимает их любыми и с любыми преступлениями, потом что «мы все братья перед Аллахом».

То же самое касается устойчивой связи джамаатов с волей — появилась новая молодежная субкультура, смесь радикального ислама и блатных понятий, которая поверхностно копирует ислам, но при этом не запрещает алкоголь, наркотики и позорные для мусульман занятия. Таких деформированных мусульман отвергает их общество, но на зоне охотно принимает джамаат и разлагает их дальше, радикализирует против русских.

Как брезгливо заметил заместитель Духовного управления мусульман Волгоградской области Халилулаев: «Это уже не люди. И нет разницы, кого они там представляют. Они не представляют никакую религию. Они, одним словом, отбросы общества, животные».

Так по ряду факторов сложилась очень удобная среда для терроризма, которая начала себя активно проявлять с помощью западной разведки. Ее суть в том, что запад в рамках СВО сейчас решает четыре задачи:

Первая, и главная — это легендировать терроризм с территории Украины под «след ИГИЛ». Условно, если завтра война закончится, теракты в России будут по-прежнему координировать и осуществлять украинские спецслужбы, но уже под флагом ИГИЛ. Для этого в нынешних терактах специально и ярко подсвечивают ИГИЛовский след — нападавшие сняли видео, кричали шахады, даже купили за деньги у сотрудников колонии флаг ИГ. Что выглядит идиотизмом с точки зрения планирования такого преступления, так как оно сразу засвечивает намерения. Но либо флаги ИГИЛ — уже норма для ФСИН, либо важен был не успех акции, а именно минутный ролик, который покажет 100% причастность ИГИЛ к событиями.

Понятно, что граждане Узбекистана и Таджикистана не могут напрямую работать на Украину, но запад может передавать украинцам свои наработки и контакты проповедников-вербовщиков в исламистких группировках. Как это было с «Крокусом», когда теракт совершается с явным украинским следом (отход через границу), но при этом якобы руками ячейки, собранной «проповедником». Интересны в этом плане и недавние события в Мали, когда ГУР Украины открыто признал свою связь с местным подразделением ИГИЛ и помог им в ликвидации «вагнеровцев».

Вторая важная задача запада — создание этнического напряжение в многонациональной России. Пока что главный результат «Крокуса» и прочих событий — ухудшение отношений с Таджикистаном, а также ряд ограничительных мер в отношении среднеазиатской диаспоры. Вместе с тем, СВО ведется многонациональными силами, в том числе мусульманами, поэтому создание проблем в тылу влияет на единство воюющей группировки. Кроме того, разрушаются связи в рамках СНГ, падает доверие к немногочисленным союзникам России, а внутри страны появляются политические силы, ориентированные на радикальный русский национализм. 

Третья задача — это снизить активность России на Ближнем Востоке, Афганистане, в исламских странах Африки, Сирии и на ряде других направлений, где традиционно играл запад: британцы, американцы, французы. Сейчас между ними полный консенсус в отношении России, потому что практически всех удалось подвинуть во внешней политике. Ключевые в этом плане игроки для запада — это Катар и Саудовская Аравия. Помогая совершать теракты ячейкам в России, западники стараются таким образом вернуть враждебное отношения между данными странами и Россией.

Четвертая задача — это купировать общую шоковую реакцию на «Крокус-сити». Американцам надо убедить русских (и они будут делать это годами), что запад никак не был причастен к убийству 145 человек и ранению более 500. Для этого они все время будут точечно вбрасывать ИГИЛовский след в каких-то новых преступлениях (как в случае с колонией ИК-19, где «случайно» нашлось и знамя ИГ, и телефон для видео). Для американцев это принципиально важно, потому что между спецслужбами, даже несмотря на СВО, постоянно идет обмен информацией по линии антитеррора, а американцы имеют интересы практически по всему миру, где на их базы могут происходить атаки. Если российская разведка перестанет сообщать им о подготовке таких терактов, это станет крайне болезненно для США.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59