Нация книги, науки. Как должна работать фабрика интеллектуальных проектов Беларуси

Есть нации, для которых главное — меч, есть те, кому главное мотыга. А мы нация книги. Да, белорусов некоторые с высокомерием называют «бульбаши». Но бытийный смысл нашей нации намного глубиннее — нация книги, образования, науки: и в процессе зарождения государственности, и сейчас. И при том же ВКЛ в теремах Москвы будущих царей учили выходцы из наших земель.
В советский период Беларусь была выбрана для наукоемких экспортных производств не только из-за территориальной близости к Западу, прежде всего, из-за образовательного потенциала нашего народа. Украина и страны Прибалтики имели одинаковый с нами потенциал, но утратили его — наверное, уже невосполнимо. А Беларусь вопреки требованиям и трендам того времени сохранила код науки. Сохранила благодаря воле Президента.
Страну хотели разорвать когтями рыночников. Западные бенефициары потирали руки, предвкушая на своем столе клуба избранных новый кусок — Беларусь. Стране, которую готовили к переходу под внешнее управление, своя академическая наука не нужна. Зачем будущим рабам наука, будущим рабам нужны лишь зрелища, особенно самые развратные, отупляющие.
Помнится, как люди с регалиями и багажом уникальных компетенций ради того, чтобы прокормить семью, вынуждены были таскать на плечах клетчатые сумки. Страна инженеров и деятелей искусств превращалась в нацию челночников. От падения уберегло непопулярное, но верное решение Лукашенко: сохранить научные школы, компетенции, академическую науку и Академию наук.
Об этом мало кто сейчас вспоминает, попросту не знают. Но пришло время платить за инвестиции. Вернее, подставить плечо стране. Наука не может быть дешевой, но в то же время наука не может быть лишь лекционной, бесплодной, проявляющейся лишь в названиях диссертаций. Наука должна быть «живой» — практикоориентированной.

Никто не против фундаментальных дисциплин. Страда ученых должна быть маяком развития нации. Но среди сотен и даже тысяч ученых мужей постоянно звучат лишь единицы. Их лица мелькают в медиа, а фамилии — на обложках книг. Остальные где? Понятно, наука требует времени, исследований, заключений. Но даже монахи выходили из затвора к людям. Когда выйдут в свет белорусские ноу-хау из длинных коридоров многоэтажных зданий с гордыми вывесками «институт», «НПЦ» и так далее?
Поэтому Президент напомнил Правительству о своем требовании пересмотреть численность и структуру исследовательских институтов: чтобы «на дух не было тех, которые только числятся, а не выдают результата».
Дай Бог, чтобы было так, как докладывает руководитель Академии наук: они сегодня делают все, от беспилотников до изделий из сухого молока, которые продают в Китай. Посмотрим, так ли это.
Показывать себя и удивлять в Академии наук умеют. В ведомственных хозяйствах под Оршей и коровы молочные, и поля урожайные, и закрома полные. Почему же тогда не перенимают этот опыт аграрии страны. Дорого и сложно? Или западные технологии доступнее и проще? Может, хватит распыляться на все, но давайте делать то, что нам надо. Замещать критический импорт и развивать свои компетенции.
Лицо нашей промышленности — машиностроительное. Рынок понятен, сегмент привычен. Но азы маркетинга диктуют, что новый продукт всегда рентабельнее и конкурентоспособнее. Классическая линейка тракторов сейчас востребована. А через двадцать лет? Мини-тракторы-дроны, комбайны-беспилотники. Ну, ведь смогли же создать 450-тонный «БЕЛАЗ»! Помните, как по стране возили выставку интеллектуальных достижений? А люди хотят видеть плоды белорусской научной мысли не на стендах, но на полках.

«Да, мы построили атомную станцию, БНБК, выпускаем крупнейшую на планете карьерную технику, есть космические программы, разрабатываем и испытываем продукты инновационной биомедицины, не имеющие мировых аналогов. Однако за них взялись только с подачи Президента… А где рожденные в недрах дикого труда и работы, в недрах Академии наук проекты? Где они? Как видим, пробелы есть. Прежде всего, в планировании стратегических проектов, объектов высоких (5-го и 6-го) технологических укладов», — констатировал Глава государства.
Как говорится, развиваемся «в колее». А надо выходить на новый уровень. Искусственный интеллект наступает, поэтому необходимо ускоряться. Как и в каком направлении, это решение стратегического уровня. Именно на это ориентирует Первый: «Исследования, аналитическая работа, прогнозы научно-технического прогресса. Но надо признать, что реальный сектор экономики массово использовать труды ученых почему-то не стремится. До производства доходят не все новые разработки».
Эти вопросы решать мозговому ядру. Его создание — инициатива Президента. Пока «фабрика» интеллектуальных проектов присутствует в вариативности и на бумаге. И если ее создание на контроле у Президента, все получится. У нас есть база, сохранены компетенции, белорусы — нация ума, одного не хватает, инициативности. Вот и получается, что даже для «яйцеголовых» и мудрецов, словно для школьников от учителя, нужен толчок к действию от Президента!
Рекомендуем




