Рынок комтранса Беларуси: оцениваем шансы нового бренда из РФ
Малотоннажные и среднетоннажные грузовики и пикапы — привычные для многих компаний транспортные средства, перевозящие небольшие грузы на близкие расстояния в пределах городов, районов и маленьких поселков. Такие машины удобнее и дешевле эксплуатировать в стесненных условиях, нежели крупные фуры. Магазины, службы доставки, кафе, ремесленники, фермеры и маркетплейсы давно оценили преимущества авто, способных взять на борт от 1 до 10 тонн груза.
Санкционное давление недружественных стран сильно изменило рынок коммерческого транспорта Беларуси: если еще 5 лет назад в продаже были официально представлены многие европейские и японские бренды, то сегодня наши бизнесмены, да и российские тоже, переходят на отечественную и китайскую технику ввиду ее доступности и распространенности.
Курс на суверенитет
В 2022 и 2023 годах наибольшим спросом у белорусов пользовались коммерческие машины Горьковского автозавода (ГАЗ) — их доля рынка составляла около 50%, активно покупали предприниматели также автомобили УАЗ, МАЗ, КАМАЗ, JAC и модели некоторых других марок.
Текущий год ознаменовался появлением в РБ новых вендоров, среди которых стоит отметить китайский Dongfeng и российский SOLLERS. С ними покупатели уже более-менее знакомы, а вот с новым именем AMBERTRUCK пока еще сталкивались немногие. Несмотря на статус новобранца, у продукции этой российской компании многообещающие, как считают эксперты рынка, перспективы.
АМБЕРТРАК/AMBERTRUCK (от англ. amber — янтарь) — бренд коммерческих автомобилей известного калининградского завода АВТОТОР, представлен он был в начале 2024 года и является плодом сотрудничества россиян с китайской компанией JMC.
Официальных представителей у марки на территории РФ в данный момент не очень много — 45, у нас и вовсе — один (в агрогородке Озерцо, в 4 км от Минска), и для подогрева интереса к своей новой продукции АВТОТОР на днях провел первую пресс-конференцию для дилеров из России, Беларуси и Казахстана, всего — 112 участников.
Гостям показали процесс сборки машин и сообщили, что к 2030 году предприятие планирует достичь уровня локализации аж 85%! В планах АМБЕРТРАК на ближайшее время также создание широкой сети складов запчастей, увеличение количества дилерских центров и расширение товарной линейки.
В настоящее время на конвейере АВТОТОРА производятся 4 модели:
- универсальное грузовое шасси (полная масса — 9,4 тонны; колесная база — 3815 мм и 4500 мм; длина шасси — 6990 мм; дизельный двигатель с турбонаддувом рабочим объемом 2,9 л мощностью 156 л.с.);
- компактное грузовое шасси для города (полная масса — 3,5 и 5 тонн; колесная база — 3360 мм; длина шасси — 5900 мм; дизельный двигатель с турбонаддувом объемом 2,8 л мощностью 109 л.с.);
- «сильное» грузовое шасси (полная масса — 12 тонн; колесная база — 4750 мм; длина шасси — 8435 мм; дизельный двигатель турбонаддувом объемом 3,8 л мощностью 170 л.с.);
- пикап (полная масса — 2,8 тонны; грузоподъемность — 872 кг; колесная база — 3085 мм; длина шасси — 5345 мм; дизельный двигатель с турбонаддувом рабочим объемом 2,5 л мощностью 128 л.с.).
Как отмечают на АВТОТОРе, шасси грузовиков подготовлены для оснащения широкой гаммой универсальных и специальных надстроек, включающих борта, фургоны различного назначения, рефрижераторы, автогидроподъемники, мусоровозы, эвакуаторы и др.
Цены базовых версий грузовых моделей АМБЕРТРАК стартуют на данный момент с отметки 2 890 000 российских рублей (около 98 980 белорусских), пикапа — 2 400 000 российских рублей (около 82 200 белорусских).
Специалисты отмечают, что новые коммерческие машины АВТОТОРа отличаются выгодными для своих сегментов ценами, достойной надежностью и широкой вариативностью оснащения. Они вполне успешно смогут конкурировать на рынке Союзного государства с моделями брендов УАЗ, Isuzu, Foton и пр.
Что ж, поживем — увидим; сегодня можно с уверенностью сказать лишь то, что процесс создания своих брендов в кооперации с китайцами и постепенная локализация производства — очень правильный и выгодный путь, конечная цель которого — технологический суверенитет.