Меню

Воспитание через белорусское кино: в школах Минской области проведут уникальный эксперимент

Воспитание через белорусское кино: в школах Минской области проведут уникальный эксперимент
Фото: Светлана Курейчик, открытые источники

В белорусской системе образования готовится уникальный эксперимент. С 2025 по 2027 год в нескольких школах Минской области начнут внедрять инновационную методику воспитания, где главным инструментом станет кино. Проект призван помочь школьникам осознать и принять традиционные нравственные ценности через искусство короткометражного фильма.

Замысел и архитектура эксперимента

Руководит проектом Федор Дробеня, ректор Минского областного института развития образования. Под его началом четыре учреждения — гимназия №6 в Молодечно, СШ №9 в Жодино, СШ №1 в Смиловичах и СШ №2 в деревне Копище — станут экспериментальными площадками. Именно здесь педагоги будут использовать в воспитательной работе специально созданные короткометражные художественные фильмы.

По словам руководителей проекта, каждый фильм — это яркая история, раскрывающая одно из 99 ключевых нравственных качеств. Число это не случайно — именно столько месяцев обучения с 1 по 11 класс. От простых понятий в младших классах до сложных философских категорий в старших — так выстроена сквозная система проекта. После просмотра и обсуждения киноистории школьники не просто расходятся по домам. Важнейшим элементом становится практическое применение усвоенной ценности через социальные акции, волонтерские проекты или творческие инициативы. Таким образом, идея из кино переходит в реальную жизнь, закрепляясь в поступках.

Менторы и общество: новая роль в воспитании

Особенностью белорусского эксперимента станет апробация менторского сопровождения. Это значит, что к воспитательному процессу активно подключатся представители общественности. Одним из инициаторов выступило молодежное благотворительное общественное объединение «Город без наркотиков». Его волонтеры на безвозмездной основе готовы участвовать в семинарах для педагогов и проводить тематические беседы с детьми после просмотра фильмов.

Такое партнерство школы и общества создает открытую образовательную среду, где воспитание перестает быть сугубо школьным делом. Менторы, используя формы наставничества, тьюторства и коучинга, помогут педагогам учитывать индивидуальные особенности детей, формируя у них мотивацию к самовоспитанию.

Кинотека добродетелей

На портале «Академия образования» размещено 48 готовых киноуроков. Каждый включает в себя ссылку на короткометражный фильм и подробные методические рекомендации для учителя.

Среди этого разнообразия особенно выделяются несколько картин, каждая из которых раскрывает уникальное нравственное понятие:

  • Фильм «Стеша» — это история, снятая в Москве и Подмосковье. Ее главная героиня, девочка из глухой лесной деревни, приезжает в большой город. Ее наивный, но искренний взгляд на мир заставляет городских подростков переосмыслить свое отношение к привычным вещам и окружающей природе. Эти перемены даются им нелегко, но в конце герои осознают, насколько хрупок окружающий мир и как он нуждается в человеческой бережности и сострадании.
  • Фильм «Волшебники» снимали в Новополоцке. Ульяна, главная героиня, находит в библиотечной книге старое письмо, датированное 1959 годом. Это послание из прошлого запускает настоящее расследование. Из письма становится ясно, что Катя, автор письма, когда-то не поехала со своими товарищами на всесоюзную стройку, оставшись верной профессии педагога. Спустя годы она осознала простую, но глубокую истину: настоящее счастье — быть там, где ты нужен, где твоя помощь может что-то изменить.
  • Фильм «Крепость», снятый в Бресте, повествует о конфликте в школьном коллективе. В 10-«А» появляется новый ученик Антон. Он бросает негласный вызов Даниилу — своенравному лидеру, привыкшему командовать одноклассниками. Умный, спортивный и харизматичный новичок постепенно перетягивает симпатии ребят на свою сторону. Кульминация истории разворачивается на военно-патриотической игре «Орленок». Когда в результате жеребьевки Антону достается, казалось бы, слабый состав команды, а Даниилу — сильнейшие игроки, новичок демонстрирует подлинное лидерство. Он не поддается унынию, а грамотно расставляет силы, находя скрытые таланты в каждом из своих товарищей. Умение извлекать максимум из доступных ресурсов приводят команду к неожиданной победе, преподавая зрителям важный урок о ценности каждого человека и силе коллективного духа.

Зачем это нужно?

В эпоху клипового мышления и информационной перегруженности традиционные методы воспитания нередко проигрывают в борьбе за внимание ребенка. Кино, как самый популярный и доступный вид искусства, становится тем языком, на котором с молодежью можно говорить о вечном — о добре и зле, о чести и достоинстве, о сострадании и ответственности.

Проект не является импровизацией. Все материалы — и фильмы, и методические пособия для учителей — получили положительное экспертное заключение Национального института образования и размещены на официальном портале Академии последипломного образования. Это гарантирует их соответствие образовательным стандартам Республики Беларусь.

Новизна эксперимента заключается не только в самом инструменте — киноуроке, но и в комплексном подходе. Впервые будет разработана и апробирована целостная модель менторского сопровождения, адаптированная под специфику белорусских школ. По итогам трехлетней работы будут уточнены методические рекомендации, что позволит в дальнейшем масштабировать успешный опыт на всю страну.

Идея доносить до детей сложные нравственные категории в игровом, эмоционально насыщенном формате представляется не просто неплохой, а своевременной и глубокой. Это попытка говорить с поколением Z на его языке, не упрощая смыслов, а делая их живыми и личностно значимыми. Если эксперимент окажется успешным, школа получит мощный инструмент для формирования гармоничной, нравственно зрелой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59