Меню

«Однажды на Диком Западе» по-латвийски: кто строит, а кто «осваивает» миллиарды

«Однажды на Диком Западе» по-латвийски: кто строит, а кто «осваивает» миллиарды
Фото: Железные дороги Литвы и скриншоты

Недавно с удовольствием пересмотрел шедевр мирового кинематографа — вестерн великого Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе» с великолепными Чарльзом Бронсоном и Клаудией Кардинале в главных ролях. С первых кадров у меня начали возникать какие-то смутные ассоциации. И пришло озарение. Так это же про нас! Про «наше всё» последних десятилетий — скандальную «чугунку» Rail Baltica.

В фильме строят станцию Sweetwater посреди пустыни. Железной дороги ещё нет, но её обещают. Кто контролирует станцию — контролирует будущее. И деньги. Спекулянты, бандиты и мечтатели воюют за землю под не проложенные ещё рельсы.

В Риге похожая история. Только вместо ковбоев — эффективные евроменеджеры с окладами по под тридцать тысяч евро в месяц. А вместо кольтов и винчестеров — тендеры и «незаконные договорённости». Вокзалы уже стоят. Почти. Две штуки, с мостами в никуда. Полным ходом строятся два офиса для кучи дармоедов… пардон, тех самых, эффективных… А дорога когда-нибудь будет. Наверное. Если деньги останутся. Или не будет. Что участников банкета волнует меньше всего.

Rail Вaltica: двадцать лет без рельсов

История вопроса. Много лет внимание латвийской общественности приковано к скандальному проекту Rail Baltica. Точнее, даже не к самому проекту, никому не нужной рокадной «чугунки» на случай войны с Россией, а к связанным с ней скандалам. Всем уже ясно, что никто никогда её не построит. Но бюджеты растут, сотни миллионов евро стремительно «осваиваются» уже лет, этак, двадцать, только ни одного метра рельсов ещё не проложено. Да что там, рельсы… Даже технического проекта ещё нет. Зато есть офисы. Кроме шикарного офиса в Риге на двух участках в Иецаве и Скулте размером по 16 гектаров, строятся ещё два офиса на 200 рабочих мест каждый.

Хотя, назвать эти места «рабочими» язык не поворачивается. Члены правления «стройки века» получают: от 10 100 до 26 800 евро в месяц (в прошлом году директор по программному управлению — 26 865 евро, технический директор — 21 865 евро, остальные — около 10 000 евро). Ежегодный фонд зарплаты – от 16 до 20 миллионов евро. 

Проект стартовал в далёком 2004-м с бюджетом менее 4 миллиардов евро. В 2017-м планировали потратить на проект уже 5,8 миллиарда. К 2023-му смета выросла до 23,8. Сейчас — более 25-ти. Рост в шесть с лишним раз — без единого рельса.

Что уже построено за двадцать с лишним лет? Транссиб в XIX веке строили столько же. Только через всю Россию. И построили, и запустили. 

Латвийская часть дороги — всего 200 км. Не проложено ни одного метра рельсов, зато «освоены» сотни миллионов… За эти деньги почти(!!!) построено два вокзала — в центре Риги и у аэропорта. Есть почти готовая насыпь — примерно на четверть трассы, без систем электрификации и инфраструктуры. И, конечно, наша гордость — мосты в никуда.

Для контраста: Россия строит высокоскоростную магистраль Москва — Санкт-Петербург. 679 километров, скорость до 400 км/ч, время в пути 2–2,5 часа. Официальный старт — весна 2024-го, запуск — второй квартал 2028-го. Четыре года на всё.

Работают десятки регионов, сотни предприятий. График соблюдается. Это в полтора раза длиннее Rail Baltica, почти в пять раз быстрее по скорости движения, в разы меньшие деньги и за меньшее время.

«Теперь мы переключим внимание на основную линию», — говорит координатор проекта Янис Наглис.

Теперь. После вокзалов. После шикарных офисов и никому не нужных мостов.

А чему удивляться? В успешной (для некоторых) стране это не ЧП, а традиция.

Ещё одна показательная история.

Южный мост: когда метр стоит как квартира

В ноябре 2004 года в Риге начали строить мост через Даугаву. Первую очередь (сам непосредственно мост) официально открыли в ноябре 2008 года. Полное завершение строительства всех развязок и подъездных путей не завершено и по сей день.

Обычная городская переправа длиной 803 метра. Обещали уложиться в 155 миллионов евро — это 221 миллион в ценах 2025-го с учётом инфляции. Построили за 847 миллионов (три очереди), плюс четвёртая на 123 миллиона. Та самая, незавершённая.  Итого 970 миллионов номинально, или 1,56 миллиарда в ценах 2025-го. Рост более чем в семь раз.

Фото: Edijs PÄ lens 

Метр моста обошёлся в 1,94 миллиона евро в текущих ценах. Госконтроль обратил на это внимание ещё в 2009-м. Генпрокуратура неоднократно требовала расследовать явные махинации. Уголовное дела дважды возбуждали и дважды закрывали по указанию «свыше». Всё по закону, всё чисто. Просто дорого. По-латвийски дорого.

В провинции Гуйчжоу китайцы тем временем возвели мост Хуадзян — самый высокий в мире. 625 метров над пропастью, длина — почти три километра, с лифтом, кафе, смотровыми площадками. Всё удовольствие обошлось в 257 миллионов евро. Стоимость метра уникального моста-рекордсмена — 89 тысяч. В двадцать два раза дешевле, чем рядовой латвийский мостишко через узенькую по сравнению с гигантским каньоном речку.

Китайцы построили свой мост за три с половиной года. Латвия — за девять. С проектированием — за одиннадцать. И ещё не закончила.

«Замок света»: библиотека по цене двух замков

Национальную библиотеку Латвии строили шесть лет — с 2008-го по 2014-й. Потратили 266 миллионов евро на 40 тысяч квадратных метров. Квадратный метр обошёлся в 6 535 евро.

Финны за это время построили библиотеку Oodi в Хельсинки — три года работы, 98 миллионов евро. В 2,7 раза дешевле. Она стала лучшей публичной библиотекой года по версии международных архитектурных изданий.

Строительный картель: система без виноватых

В 2021-м вскрылось: десять крупнейших строительных компаний Латвии четыре года делили между собой ВСЕ государственные заказы: 77 проектов на 687 миллионов евро. Картель «оптимизировал» всё, что строилось на европейские деньги. Все без исключения проекты «внезапно» подорожали в 3-4 раза.

Совет по конкуренции выписал злодеям штрафов аж на 16,65 миллиона. Виновных пожурили, оштрафовали и отпустили с миром. Система продолжает работать.

Болезнь не только балтийская

Чтобы не создавать впечатление, будто только Латвия превратила строительство в искусство освоения бюджета, стоит взглянуть на соседей.

Финляндия строила атомный реактор Olkiluoto3 четырнадцать лет. Планировали построить за 3,5 миллиарда евро, потратили 11. «Нецивилизованная» Беларусь за это время построила два блока Островецкой АЭС — на четверть дешевле за блок.

Болезнь общая. У одних — хроническая форма, у других — терминальная. В Латвии — терминальная.

От цивилизации к кланам

Что объединяет все эти истории?

Пяти-семикратные перерасходы. Южный мост, Rail Baltica, Большая эстрада — каждый проект в разы дороже плана. Вечные задержки: Rail Baltica отстаёт на годы, библиотеку строили шесть лет вместо трёх. Системная коррупция: десять компаний четыре года делили 687 миллионов, по Южному мосту дважды закрыли дело.

Никто не отвечает. Картель оштрафовали — работают дальше. Деньги вернули в Брюссель — никого не посадили.

Это не сбой. Это система.

Китай строит мосты за 89 тысяч евро за метр. Латвия — за почти два миллиона. Россия прокладывает 650 километров высокоскоростных рельсов за три года. Три балтийские страны двадцать лет не могут осилить 870 километров обычных.

Народы и города Европы превратились в административные кланы. Для них главное — локальная выгода, картельные сговоры, освоение бюджета. Не общее будущее или национальные интересы. Латвия здесь не исключение. Она правило, доведённое до совершенства.

Что нужно?

Честность тендеров вместо картелей. Прозрачность финансирования вместо схем с отложенными платежами. Ответственность вместо безнаказанности. Вера в то, что большие проекты — это про будущее страны, а не про откаты чиновникам.

Для этого необходима политическая воля. Её нет и не предвидится.

Госконтроль видит. Генпрокуратура пытается расследовать. Европейский суд аудиторов пишет отчёты. А воз и ныне там.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59