Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Как военные урожай спасали и не только. О служебном прошлом подполковника Андриевского

Как военные урожай спасали и не только. О служебном прошлом подполковника Андриевского
Фото: фото из архива Аркадия Андриевского и открытых источников

Не сосчитать километров, которые пришлось проехать за годы жизни и почти 32-летней службы в Советской Армии подполковнику Аркадию Андриевскому.

На десятом десятке лет (!) Аркадий Федорович вспоминает эпизоды офицерской жизни. Самое время собирать камни…

— Аркадий Федорович, расскажите, пожалуйста, о начале вашего жизненного пути и службы в армии.

— Родился я 23 апреля 1930 года в Бобруйском районе, трудиться начал с 12 лет. Там же окончил семь классов школы, местный автотранспортный техникум и поступил в 4‑е военное автомобильное училище, которое в то время дислоцировалось в Калинковичах. В 1954 году получил первое офицерское звание лейтенанта, был назначен на должность командира учебного автомобильного взвода 28‑й окружной автомобильной школы по подготовке водителей в Воложине.

А.Ф. Андриевский в годы военной службы

— Какие яркие моменты запомнились?

— Служить мне пришлось в Краснознаменном Белорусском военном округе (КБВО) и Группе советских войск в Германии (ГСВГ). Они считались лучшими в Вооруженных Силах СССР: здесь внедрялось все самое новое и передовое. Практически все крупные войсковые учения и маневры готовились и проводились если не на территории нашей республики, то при участии войск округа. В их подготовке мне пришлось принимать непосредственное участие. Моя фамилия как представителя автомобильной службы постоянно значилась в списке офицеров, ответственных за подготовку полигонов, автодромов, учебных точек… Особо следует отметить усилия всех офицеров автослужбы военного округа по подготовке к учениям «Запад‑81». Для меня все началось с первого выезда на Дретуньский полигон. В мое распоряжение выделили 50 грузовых автомобилей для подвоза сыпучих и других строительных материалов. Видавшие виды автомобили были собраны из разных воинских частей. А для выполнения предстоящих объемов работ их необходимо было в два раза больше. Поэтому каждый вышедший из строя автомобиль непременно должен был быть восстановлен к утру и выехать в рейс. Автомобили выделялись на разные участки полигона. Полтора месяца без выходных я делал все возможное и невозможное, чтобы коэффициент технической готовности моего сборного автопарка ниже 90% не опускался! И облегченно вздохнул, когда мне на смену прибыл другой офицер. А буквально через несколько дней у моего сменщика начались чудеса: поломки, простои машин, самоволки водителей и другие нарушения. Отдохнуть мне, как вы понимаете, не дали… Неделю спустя на имя командира поступило распоряжение о направлении меня в распоряжение начальника оперативной группы — до окончания работ по подготовке полигона к учениям. Тот довел до всех присутствующих указание о том, что автотранспорт — главное звено в выполнении утвержденного плана выполнения работ по обустройству полигона. Все меры оказались не только своевременными, но и эффективными. Полигон был подготовлен в срок!

Романтика!

Армейская служба офицера-автомобилиста со стороны и вправду может показаться привлекательной и романтичной, но лишь до тех пор, пока с головой не окунешься в выполнение ответственных задач. Причем они ставились без скидок на воинское звание, занимаемую должность…

— …и наличие опыта?

— И на это порой не смотрели. В 1960 году, будучи командиром автомобильного взвода окружного автобата, внезапно получил задачу возглавить колонну своего взвода и убыть в составе 12 грузовых автомобилей ЗиЛ‑164Н на центральные склады в Подмосковье. Предстояло преодолеть около тысячи километров! Мы должны были получить груз (агрегаты, запасные части для БТР‑152) и доставить его на окружной автомобильный склад. Инструктаж длился считаные минуты. Я и все водители в такой дальний рейс отправились впервые! Тридцатилетнему белорусу в погонах отправка во главе колонны аж в Москву была сродни полету на Марс! В течение светового дня в плотном транспортном потоке в условиях интенсивного дорожного движения мы шли к цели. Вести колонну военных грузовиков через центр Москвы — на такое можно решиться только в молодости…

— Согласитесь, подобное возможно только при высоком уровне выучки личного состава.

— БССР на протяжении десятилетий была правофланговой среди других республик по подготовке водителей и других специалистов для Вооруженных Сил СССР. Этот вопрос, как правило, курировал Республиканский совет ДОСААФ. Военный совет КБВО требовал планку подготовки специалистов, особенно водителей, держать на высоте, несмотря на ведомственное подчинение автоучебных организаций. Подготовку водителей из числа допризывной молодежи в республике в то время осуществляли 32 учебные организации, а численность подготовленных исчислялась многими тысячами. Из них по призыву в армию за пределы республики убывало примерно 90%, но для войск округа оставалось также немалое число, так как наши призывники были востребованы в Вооруженных Силах.

— К работе на сельскохозяйственных нивах советскому офицеру-автомобилисту было не привыкать?

— Войска округа с конца 1960‑х до начала 1990‑х годов ежегодно оказывали помощь сельскому хозяйству в перевозке зерна. Мне дважды пришлось принимать самое активное участие. Один раз — в должности командира автомобильного взвода, а второй — в должности заместителя начальника оперативной группы КБВО по технической части. Для этих целей формировались одна или две оперативные группы, каждая из которых состояла из пяти-семи батальонов. Каждый батальон — из пяти рот, рота — из четырех взводов, взвод — 25 автомобилей. От соединений и воинских частей выделялись машины высокой проходимости и большой вместимости кузова (ЗиЛ‑151, 157, 164 и другие). Уборочная кампания начиналась на юге страны в Краснодарском и Ставропольском краях, а заканчивалась на севере Казахстана. После окончания уборки в одном регионе техника перемещалась в другой. Пробег каждого автомобиля за пять месяцев страды в среднем составлял около 15 тысяч километров!

— Цифры впечатляют! А как все выглядело в жизни?

— Если в должности командира взвода я только постигал азы управления воинским коллективом численностью около трех десятков человек, то в 1976 году, будучи зампотехом оперативной группы, я отвечал уже за 3,5 тысячи грузовых автомобилей! В уборке от КБВО участвовало семь автомобильных батальонов. В Оренбургской области они должны были ежедневно с утра и до позднего вечера перевозить зерно нового урожая — хлеб в тот год уродился на славу. Его нужно было не только убрать, но и перевезти без потерь.

В биографии уроженца Бобруйщины хватало крутых поворотов. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, среди которых важное место заняли орден Трудового Красного Знамени и медаль «За отвагу». Особые страницы его жизни уборочные кампании в РСФСР и Казахстане, служба в должности первого начальника военной автоинспекции Краснознаменного Белорусского военного округа (КБВО, предок современных Вооруженных Сил РБ), участие в подготовке крупных учений «Днепр» (1967 г.), «Двина» (1970 г.), «Березина» (1978 г.), «Запад» (1981 г.).

— Расскажите о вашем руководстве ВАИ КБВО.

— Мы, офицеры, должности и дальнейшее место службы, как правило, не выбирали. Так было и со мной, когда начальник автомобильной службы округа генерал-майор Н. Громаков предложил мне возглавить 123‑ю военную автомобильную инспекцию КБВО. Одновременно были созданы аналогичные подразделения в объединениях и в 26‑й воздушной армии. Благодаря тому, что за плечами было почти двадцать лет армейской службы на различных должностях, а в ГСВГ уже приходилось исполнять аналогичные обязанности, период вхождения в должность не затянулся. В крупных гарнизонах начали создаваться стационарные посты ВАИ. Зачастую они размещались рядом с постами ГАИ на въездах и выездах из города. Для несения службы инспектору ВАИ, помимо экипировки, выделялся грузовой автомобиль с соответствующими табличками и опознавательными знаками. Образцом по организации службы ВАИ, экипировке автоинспекторов, использованию технических средств и многим другим аспектам стала ВАИ Минского гарнизона. Офицеры ВАИ округа размещались совместно с офицерами группы эксплуатации автослужбы округа, которыми руководил подполковник В. Васильченко. На первых порах мы фактически влились в состав группы эксплуатации, чтобы, находясь рядом с более опытными офицерами, быстрее освоить должностные обязанности и тонкости. Опираясь на опыт работы ВАИ в ГСВГ, мы взяли на строгий контроль использование автомобилей по назначению, проверку технического состояния машин, вышедших в рейс.

Инспектор ВАИ старший лейтенант А.В. Касьяненко (в центре)

— Семья для человека в погонах — главная опора?

— Я благодарен судьбе за то, что она обеспечила меня надежным тылом. Жена никогда не сетовала на мою постоянную занятость по службе, а только всячески поддерживала. Она настояла, например, чтобы я поступил на заочное отделение Белорусского политехнического института, по окончании которого получил диплом о высшем образовании и квалификацию «инженер-механик». Так что к судьбе претензий не имею!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59