Меню

МакДональдсы вряд ли бы воспитали Матросовых

МакДональдсы вряд ли бы воспитали Матросовых
Фото: из открытых источников

Свято место пусто не бывает. Зато может быть оскверненным, забытым и того хуже — переформатированным. Представьте: родник неисчерпаемой силы предков, традиций и побед загажен мусором одноразовой пластиковой цивилизации. Картинка не очень.

Оккупация фастфудом

Такой же бардак и в нашем сознании. Конечно, трансгендерная грязь в радужной обертке слишком воняет, а потому не может не возмущать общество. Но сколько еще есть дурно пахнущего похабщиной, абсолютным комфортом, тотальной ленью, всеобъемлющим космополитизмом! Именно эти явления, словно змеи, заползли в гнезда некогда окрыляющих идей развития. Осквернено то, чем гордились: готовность к лишениям, трудолюбие ради будущего, уважение к прошлому, верность людям, идеям, Отечеству. Без этих капиталов нравственности семьи будут распадаться, материнские капиталы останутся невостребованными, а страна будет в демографической яме.

Любая цивилизация, поклоняющаяся чужим кумирам и идолам, обречена на вымирание.

…Кланяться учили постепенно. Страну космических и ядерных ракет мы не глядя махнули на джинсы, жвачки и цветные пакеты. Наши головы намылили шампунями из рекламы, а великий балет и «Летят журавли» заменили «сериальным мылом». Реальные достижения наших дедов и отцов подвергли ревизии в голливудских сценариях. И некоторые стали верить, что без рядовых райанов Егорову и Кантарии не получилось бы водрузить знамя Победы на крыше рейхстага.

Это была очередная оккупация рекламой западных товаров. В начале 90-х вместо смысловых билбордов про государственные праздники — бестолковые слоганы, вывески, плакаты. Они облепили города. Вместо фотографий фронтовиков и героев труда, спорта — актеры с фальшивой голливудской улыбкой.

Жизненное пространство немедленно заполонил американский фастфуд. Вел себя бесцеремонно, подобно их киношным персонажам, которые закидывают ноги на стол. Стол, между прочим, у славян сакрален. Садиться можно только за стол, но не на стол. Тогда, правда, никто об этом не думал. Минчан стали кормить чужой пищей. Про очереди в «МакДональдс» снимали сюжеты. Вы только подумайте, чем тогда наполнялась информационная повестка! На государственном телевидении за счет дырявой казны показывали еду с чужого стола. Вот это пропаганда! И ни один творца, представитель бомонда, борец «за свядомасць» не возмутился падению национальной гордости.

Зато они кривились из-за поддержки народным Президентом села, родных людей, родной земли. Критиковали, насмехались. Сейчас то же самое. Просто нынешний антагонизм белорусской модели развития умело законспирирован. История рассудит. И на тех, кто сейчас против, тоже будут смотреть с недоумением, как мы – на тех, кто в многочасовых очередях стоял за гамбургером. Так же, как еще пару месяцев назад в Мавзолей.

За заморской пайкой в 1991-м добровольно толпились, как военнопленные в 1941-м за гнилой капустой. Но, чтобы людей довести до такого состояния, нацистам надо было сломить оборону Брестской крепости, давить мирных и голодных беженцев «панцирями», санитарные машины расстреливать с «мессеров», стариков и детей сжигать в сараях, женщин распинать в родных стенах, неделями издеваться над окруженцами.

А инвесторы «макдональдсолизации» просто вложили в сознание белорусов: гамбургер — «форево», а двойной чизбургер — еще «американистее». Все. И не надо восхищаться их успешными технологиями разложения и во всем винить смертельную хватку костлявой руки Сороса.

Ушли — и точка!

Давайте посмотрим на себя со стороны. В программе школьных экскурсий в столицу в одном ряду с посещением Музея истории Великой Отечественной войны, Купаловского театра, цирка значился «МакДональдс». Дожили! Еда с добавками, вызывающими обильную работу слюнных желез и, скорее всего, проблемы с пищеварением, стала культурной традицией наших дней.

Сама корпорация жирной картошки развивалась по своим законам и стандартам. В локациях пищевой свободы от ГОСТов — жесткая пирамида подчинения, практика психологического давления. И обещания, обещания, обещания…

Неужели и нас, бульбашей, удалось купить стаканчиком фри? Как быстро возникло восхищение чужими идолами! Неужели паны потоцкие и грабовские так согнули наши спины, что до сих пор мы в холопской позиции перед заморскими культурологическими кодами?

Война помогла. Видимо, подобную зависимость обезличенных смыслов могут смыть только жесткие действия. Ведь своими стандартами в еде, одежде, кинематографе, красоте, теперь даже в гендерных отношениях они нас оковали, словно узников концлагерей. Мы бы не вырвались… Но они сами уходят. Громко хлопнув дверью.

Помню, как в бытность «васильковой» революции у нас, в Беларуси, над всем проспектом висел рекламный транспарант «Гастроли большого европейского цирка». Совпадение? Вот и сейчас так совпало: «Мак» уходит, а по инициативе команды президентского пула — марафон картофельных блюд. Какое разнообразие, какой размах кулинарной фантазии!

Мы живет с метками ненужной нам глобализации. Точнее, гроболизации. Постепенной. Через их «маки», «зары», «дольче и габбаны». Но сколько своего угробили и забыли! В руках пассажиров метро — книги Оруэлла, а не Шамякина или Лескова, а в речи для красного словца — Халк. Да, знатно над нами хохочут и потешаются сценаристы этого цивилизационного фастфуда. И пипл хавает. Гамбургеры за пластиковыми столиками, похабные стендапы с экранов гаджетов и даже невероятную ложь про идеи развития.

А что всему миру предлагает англосаксонская модель развития? Не Шекспира, не Джека Лондона, даже не мейнстримного ныне милашку гендера Байрона. Или бомбят Ф-35 или своими культурными кодами. Фастфуд и пластиковый туалет — вот что из мирного набора населению планеты подарила ее дряхлеющая демократия. Не очень, согласитесь.

Горькая правда

Они нас умаслили культом потребителя еды и идей. Звездно-полосатых. А ведь действительно мы есть то, что привыкли есть. Вернее, как. Неужели останутся в прошлом домашние посиделки за большим круглым семейным столом с белой скатертью? Благодаря Президенту, его железной воле и настоятельным требованиям импортозамещения мы сейчас в аграрном достатке. Со своей едой. Но еще более важно импортозамещение культурных кодов. Огромная линейка белорусских сыров, но с названием на польский манер. Натуральная строганина, колбаса с клюквой, конфеты по советской рецептуре и сало в шоколаде не гарантируют, что и наша идеология будет «в шоколаде». Это как шоколад «Президент»: горькая, но полезная правда.

Шаурма — на каждом углу, хинкальная — в каждом районе. Изобилие. А наше родное где? Это бизнес и ничего личного. Ох, сколько здесь даже не личного. Национального. Можно утратить узоры неглюбских рушников, забыть голосистые напевы ельского «Гукання вясны», потерять секреты ивановских бондарей и «хітрыки» дрибинских шаповалов. Но культура еды! Сразу вспомнится пасхальный стол и рождественская кутья, золотые правила крестильного «сняданку» и «радуницкай вячэры»…

«Бяседа» должна быть на месте уходящего фастфуда. Вот под такой вывеской. Президент же четко поручил: должно быть белорусским. Но надо не беседовать, а делать. Чтобы вместо заграничных капищ мирные облака Беларуси подпирали купола наших храмов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59