Меню

В Минске презентовали книгу о создателях уникальных слуцких поясов

В Минске презентовали книгу о создателях уникальных слуцких поясов
Фото: автора

Презентация уникальной книги «Маджарские. Армянский род в истории Беларуси» прошла 23 ноября в рамках музейного проекта «Простыя словы». С лекцией в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа выступил белорусский историк и архивист Денис Лисейчиков.

Соорганизаторами мероприятия выступили Фонд развития и поддержки арменоведческих исследований «АНИВ» и Академкнига.

На мероприятии можно было приобрести книгу, которая содержит массу любопытных архивных материалов.

Глядя на обложку этого издания, можно подумать, что оно полностью посвящено знаменитым слуцким поясам, но это не так. Что же касается самого рода мастеров-ткачей Маджарских, основателей мануфактуры, то не смотря на его широкую известность на белорусской земле, с их именем связано множество противоречий и мифов. Например, до сих пор было не понятно, где именно жил Ян (Ованес) Маджарский — в Слуцке или Несвиже, когда умер и как сложилась судьба его семьи.

Вообще авторами этой книги является выше упомянтутый Денис Лисейчиков и сотрудник Исторического архива Евгений Глинский. Монография издана при содействии ряда других помощников.

Слуцкие пояса в искусстве

Всем нам хорошо знакомо стихотворение Максима Богдановича «Слуцкие ткачихи». Этот яркий образ, созданный поэтом в 1920-е годы попал на очень благодатную почву в белорусском обществе. Когда происходил поиск национального стиля во всем — в искусстве, архитектуре, литературе и за него, как за символ с радостью ухватились ученые. Выходит целая серия книг общества «Молодняк», где на обложке напечатан фрагмент узора слуцкого пояса.

И даже очень задолго, еще до 20-х годов, в 1910-х, когда в Вильно в издательстве «Полочанин» были опубликованы произведения украинского Тараса Шевченко, видимо, чтобы отметить «белорускость» перевода, привязку к белорусской культуре, в сборнике тоже разместили этот узор.

В 1927 году проходит широкомасштабная выставка в Белорусском государственном музее, где были выставлены слуцкие пояса. Был сделан каталог этих изделий, в котором научном тексте которого говориться о том, что эти пояса под влиянием местных ремесленников приобретают выразительный белорусский характер.

Почему же молодая Советская Беларусь ухватилась именно за этот локальный бренд и стала его раскручивать? Если посмотреть внимательно на карту республики того времени, а в 1921 году (и до 1924 года) согласно мирному Рижскому договору Западная Беларусь отошла к Польской республике, то становится понятным, что территориально выбор был не особо большим.

И настолько крепко этот родной образ, укрепился за слуцкими поясами, что уже в 1940 годах, партизанские типографии и знаменитый поэт Анатолий Астрейко издает сборник под названием «Слуцкi пояс». То есть их узор, становится настоящим символом Родины, народной борьбы и настолько прочно входит в национальное ДНК, что белорусские партизаны готовы отомстить за него врагам. То есть это уже превращается в нечто большее, чем просто традиция народного ткачества и гениальное произведение коллективного автора. Про такой бэкграунд как армянские создатели слуцкой мануфактуры-персиарни и вовсе забывается.

В Западной Беларуси ситуация сложилась характерная, как и для восточной части. Была попытка издавать «Женскую газету» в 1931 году, где в одном из номеров опубликовано стихотворение «Слуцкие ткачихи». И там конкретно прописано, что эти золотые пояса, изготовленные руками прапрабабушек-белорусок, прославились на весь мир.

В послевоенный период стилизованный узор перекочевал даже на декоративный фартук фонарных столбов возрожденного из пепла Минска и других областных городов. Такое архитектурное решение предложил Николай Михолап, который до войны руководил Государственной картинной галереей Беларуси. В ней хранилась большая коллекция слуцких поясов, утраченная в военный период.

Кроме того, образ крепостных белорусских девушек был прекрасно воспет талантливым ВИА «Песняры», а стилизованные слуцкие пояса стали элементом их концертных костюмов. Попытки положить стихотворение «Слуцкие ткачихи» на музыку предпринимались и раньше, когда искали белорусский стиль. Например, композитор Алексей Туренков написал фактически оперу, которую можно найти на сайте Архивы Беларуси и послушать.

Произведение, написанное с легкой руки Богдановича, повлияло и на историографию.

Одежда не для всех

Понятно, что слуцкий пояс был элементом одежды не всех слоев населения. Он считался таким товаром класса «люкс», как дорогие часы сейчас. Костюм, элементом которого стал пояс с картушом — некий прототип слуцкого пояса, начал оформляться с конца 16 столетия.

Кстати, интересный факт, что в 18 столетии на ярмарке в Копыле можно было купить тигровые или леопардовые шкуры, которые продавали здесь армянеские торговцы. Об этом свидетельствует исторический документ, который нашли белорусские историки. Подобные торговые связи с армянскими ремесленниками доходили до самого Несвижа. Именно эти мастера начали заниматься производством в Константинополе тканых османских поясов для рынков Речи Посполитой.

В книге «Маджарские. Армянский род в истории Беларуси» историки уточняют происхождение самого Яна Моджарского (настоящая фамилия Маджарянц), предок которого имел армянские корни, хоть и жил в Венгрии. Затем он попал в турецкий плен, а затем женился на армянке на территории Сирии. Затем его семья перебралась в Константинополь, где уже работали фабрики-персиарни. Далее, примерно в 1720 годах рождается непосредственно Ян.

Будучи уже во взрослом возрасте, он заключает контракт с Михаилом-Казимиром Радзивиллом «Рыбонькой» об изготовлении для гетмана ВКЛ сперва текстильных обоев. В домовой книге Радивилла сохранилась запись о выданной зарплате Маджарскому и его первым четырем работникам в 16 январе 1757 года. То есть этот день можно считать днем рождения первой персиарни на белорусских землях. Согласно историческим документам она сначала находилась в Несвиже, в концеляции дворцово-паркового комплекса, а потом была перенесена в Слуцк.

10 лет Ян Маджарский прожил в ВКЛ один словно в золотой клетке. Мастер стал употреблять алкоголь и влез в долги. Однажды, воспользовавшись неразберихой во дворце, он попробовал сбежать обратно к семье, в Османскую империю, попутно похитив с собой для продажи два пояса. Ян добрался уже довольно далеко, но его словили представители князя и вернули обратно. После чего ткач получил разрешение «Рыбоньки» перевезти в Слуцк его семью из Стамбула. Правда, получилось это только через 4 года. Но с тех пор дела Яна Маджарского пошли еще лучше и он даже одалживал деньги самим Радзивиллам.

В одном из корпусов военной казармы в Слуцке была открыта фабрики-персиарня. К сожалению, от этого здания на сегодняшний день ничего не осталось.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59