Аромат Кубы. Как Лазаро Бланко привез кофейные традиции в Минский район
Можете ли вы себе такое представить: кубинец обжаривает кофе в Минском районе? На самом деле, ничего удивительного в этом нет. Лазаро Бланко приехал в Беларусь еще в конце 1980-х. А так как несколько поколений его семьи владеют кофейными плантациями на Кубе — ничем другим Лазаро заниматься просто не мог. Однако путь к обжарке кофе получился весьма длинным.
Манго-кокосы
Лет 130 лет назад прапрапрадедушка Лазаро приехал из Испании на Кубу и купил там кусочек земли, на котором начал выращивать кофе. Так эти 3 гектара передавались из поколения в поколение.
— До 7-8 лет я постоянно проводил время на плантациях. Мои родители никогда не покупали кофе в магазине, пили только свой. Сами выращивали и сами обжаривали, — с теплотой вспоминает Лазаро. — Все работали на земле, а это очень тяжело. Но детство у меня, как и у всех кубинцев, было радостное. Мы жили в частном доме в горах, рядом кокосы, манго…
На Кубе у Лазаро большая семья: девять братьев и сестер. Когда-то его отец с двумя братьями приехали на плантации на заработки, там они встретили трех сестер, одна из которых — мама нашего героя. Так образовались три семьи, и в каждой родилось по 8-10 детей.
— За последний год я приезжал на Кубу три раза по работе, потому что нужно искать кофе для закупки. А так просто каждые два года примерно, — замечает Лазаро.
Из сна в суровую реальность
А переезд в Беларусь он увидел… во сне. В детстве Лазаро часто снилось, что он живет в большом городе, где высокие дома, холод…
— И когда я впервые приехал в Советский Союз, вспомнил про него. Тогда понял, что буду тут жить, хотя мне здесь и не понравилось. Первый раз увидел Минск в 1987 году: город был серым, холодным, мокрым. Я подумал, что закончу здесь учиться и уеду, — признается кубинец.
Итак, причина раскрыта: в Беларусь Лазаро приехал 37 лет назад, чтобы получить образование. Почему именно к нам? В те времена как раз был популярен обмен студентами между дружественными государствами — Кубой и Советским Союзом. Лазаро хорошо учился в школе, сдал экзамены на высокие отметки, поэтому его и выбрали. А уже в Минске он познакомился со своей будущей женой.
— Она училась в институте культуры, а я в военной академии. Как обычно, дискотеки, молодежь… Так и познакомились. С 1988 года мы вместе, — с гордостью говорит Лазаро. — Потом я вернулся на Кубу, она поехала со мной. Там мы поженились, у нас родилась дочь. На Кубе жили до 1999 года, но вернулись в Беларусь, потому что мир менялся, а у жены родители были пожилые. Ей тяжело там приходилось. Я решил, как мужчина, что пусть лучше мне будет тяжело.
«Я много ездил по миру (Европа, Латинская Америка), но Минск остается для меня любимым городом. Он очень чистый, красивый. И это говорят и иностранец, и белорус. Когда я только переехал в Острошицкий Городок, здесь даже дорог не было, школа старая была. А сейчас все есть, и все время что-то строится»
При этом жена Лазаро возвращаться не особо хотела. В 1998 году она наведалась домой, но увидела Беларусь совершенно другой. Советский строй уходил в прошлое, нужно было приспосабливаться к новым реалиям. Кроме того, были страхи, связанные с поиском работы. Но на тот момент Лазаро уже принял твердое решение, поэтому семья Бланко в составе трех человек перебралась в Синеокую.
Дрогичин — Брест — Минск
И тяжело действительно было! Причем сложности начались еще на Кубе. Три билета в Беларусь стоили дорого, поэтому помогала вся семья Лазаро. По прилете они с женой и дочерью поселились в Дрогичине, позже перебрались в Брест. А тогда, на следующий же день после приезда, кубинец занялся поиском работы.
— Работал и на стройке, и тренером по бейсболу в маленьком клубе. Одновременно учился, потому что у меня было военное образование, а нужно было какое-то гражданское. Поэтому окончил еще университет в Бресте. После учебы нашел в Минске работу на фирме, — возвращается в прошлое Лазаро.
Примерно в то время начался извилистый путь кубинца к собственному кофейному бизнесу. В Минске Лазаро познакомился с одним итальянцем. С ним они работали в совершенно другом направлении, но параллельно Лазаро создал еще одну фирму, которая торговала продуктами питания (кофе, чай).
— Я ездил в Испанию, Италию, искал кофе, который привозил сюда, в Беларусь. Это были 2005–2007 годы: тогда я уже думал о том, чтобы наладить тут производство кофе. Но мы провели маленькое исследование, — интригует Лазаро. — Тогда найти натуральный кофе в Минске можно было только в ресторане, в основном же пили чай и растворимый кофе. В 2008 году я поехал в Италию, чтобы поискать оборудование. А потом наступил кризис, проблемы посыпались одна за другой…
С идеей об обжарке пришлось повременить, но за это время Лазаро поднакопил оснований для создания собственного бизнеса. Он видел, какой кофе итальянцы отправляли в Беларусь. Спойлер: под нас не подбирали. И тогда Лазаро твердо решил, что будет сам обеспечивать белорусов этим напитком.
Возвращение в детство
В 2019 году, как вспоминает кубинец, он начал потихоньку обжаривать кофе и давать его людям на пробу. С тех пор бизнес стал развиваться.
— Я вернулся в свое детство, — делится теплыми эмоциями Лазаро. — Мы покупаем зеленый кофе в основном через Россию. Зерно получаем из Гватемалы, Бразилии, Колумбии, Эфиопии, Кении, Уганды, Индии, Китая.
Кофе приходит в мешках по 60–70 кг, почти готовый к обжарке. Первоначально изучают, какой у зерна уровень влажности, какая плотность, аромат, вкус. Исходя из этого и определяется, каким методом кофе будет обжариваться, то есть при какой температуре и сколько по времени.
— Каждый кофе разный, — утверждает Лазаро. — Одному нужна температура 180 градусов, другому — 175. Иногда даже полградуса влияет. Мы все пробуем и так определяем оптимальный вкус. Покупателей уже хватает. Просто нас всю жизнь учили, что кофе должен быть черным и горьким, а он на самом деле светлый и сладкий.
Сегодня Лазаро считает себя больше белорусом, нежели кубинцем
Свое производство Лазаро открыл в Острошицком Городке, где и живет. Дело в том, что он изначально задумывал создать маленький семейный бизнес, для которого идеально подходил подобный городок. Тут же с ним работает и его дочь. Можно сказать, кубинские традиции нашли продолжение в Беларуси.
И спустя столько лет жизни в нашей стране Лазаро признается, что чувствует себя больше белорусом, чем кубинцем.
Семья Лазаро живет по смешанным традициям. Отмечают все белорусские традиционные праздники, но с кубинской едой. Кстати, изначально кубинец был католиком, но в Беларуси перешел в православие
— Традиции, мой образ жизни совпадает с белорусским. И даже язык! Я не только разговариваю на русском языке, но и думаю на нем. Даже когда приезжаю на Кубу и разговариваю с мамой, перевожу в своей голове с русского на испанский. Мне тяжело быстро переключаться. А иногда с ними разговариваю на русском, — подытоживает Лазаро.