Меню

Рыбхоз виден по улову: в «Красной слободе» выращивают и коптят карпа, щуку, сома

С какими предприятиями могут ассоциироваться у белорусского обывателя Солигорск и Солигорский район? В первую очередь, конечно, с гигантом мирового масштаба «Беларуськалием». Постоянно на слуху и солигорский легпром — «Калінка», «Купалинка», ОАО «Світанак». И лишь у немногих, в основном рыбаков, известный всему миру белорусский регион ассоциируется с рыбхозом «Красная Слобода».

А между тем краснослободской рыбхоз — второй по масштабам рыбхоз страны. Совокупная площадь всех его прудов, расположенных в излучине Морочи (правый приток реки Случь), — более 25 кв. км. Если посмотреть по карте — водоем на водоеме. Конечно, не Венеция, но близко.

Вырастить — важно, но это не главное

Основная специализация рыбхоза — стандартная для подобных предприятий: выращивание и промысловый лов товарной рыбы, а также переработка прудовой рыбы. Ассортимент живой рыбы также привычный: карп, щука, карась, толстолобик, белый амур, сом (европейский).

По словам директора предприятия Сергея Хатетовского, задание на нынешний год — вырастить и выловить 1570 т рыбы, из которых 1100 т товарной продукции и 470 т рыбопосадочного материала.

— На середину ноября выловлено 1478 т. Задание будет, безусловно, выполнено, так как в резерве у нас остаются еще три пруда, на 60—70 т каждый. То есть производственная динамика прошлого года, когда план по выращиванию товарной рыбы был перевыполнен на 113 т, а по выращиванию рыбопосадочного материала на 60 т, будет сохранена и даже приумножена, прибавка к заданию составит не менее 170 т. При этом для выполнения плана по выращиванию товарной рыбы (1100 т) осталось всего 13 т.

Аналогичным образом обстоят дела и с рыбопосадочным материалом.

Главное — продать

Увеличивать объемы выращенной и выловленной рыбы, считает Сергей Хатетовский, можно бесконечно. Хитростей тут никаких нет: берешь рыбопосадочный материал, обеспечиваешь его кормом — и знай себе выращивай. Но вылов рыбы, как оказалось, — не последнее звено в производственной цепочке. Самая последняя точка — реализация выращенной продукции. Именно это сегодня самое трудное. Не реализуешь — напрасным окажется весь твой труд, все рыбе под хвост пойдет.

— Предприятие уже в сентябре могло бы выполнить все производственные показатели. Но куда в таком случае деть товарную рыбу, выловленную из последних прудов? Пересадить их в зимовальный пруд — не дело, так как сверхнормативное количество сеголетков (молодняк рыбы) ни к чему хорошему не приводит. Именно это вынуждает нас слегка придерживать окончательный вылов товарной рыбы.

Точки реализации рыбы из «Красной Слободы» преимущественно расположены в центральном регионе, в доброй половине его районов — Боровлянах, Воложине, Узде, Копыле, Дзержинске, Заславле и т. д., не считая столицы и местной торговли (Солигорск, Старобин и непосредственно Красная Слобода).

В последнее время география реализации продукции рыбхоза начала расширяться и уже вышла за пределы Минской области (в Гомельской, Гродненской, Могилевской).

Хорошим подспорьем в стационарной торговле стала для предприятия торговля живой товарной рыбой с живорыбных машин-цистерн. Их у рыбхоза 8 единиц, до конца года, обещает директор, будет 9. При этом три специализированные машины приобретены за последние пару лет. В том числе и за счет торговли с помощью такого транспорта краснослободским рыбоводам удается реализовать ежемесячно по 80—100 т живой рыбы. Это как раз тот минимум, который необходим рыбхозу для нормальной жизни (зарплата, налоги, ГСМ, производственная деятельность и пр.).

Есть у предприятия и собственный цех переработки, где готовится холодного копчения карп, филе толстолобика и карпа, щука, сом, амур белый, а также вяленый карась и окунь.

— Несмотря на отменное качество копченой (между прочим, на ольховых опилках) и вяленой продукции, перерабатываем мы немного: всего 10% от выловленного, — говорит директор. — К примеру, в октябре нам удалось реализовать около 140 т всей рыбы, из которой порядка 17 т пришлось именно на переработанную. Причина проста: низкий коэффициент выхода готовой продукции. Производственная мощность цеха — 250 т живой рыбы в год, из которой получается не более 125 т готовой продукции. То есть рыба в чем-то похожа на банан. Там 40—50% веса приходится на кожуру, и здесь после потрошения рыба теряет столько же. А с учетом того, что затраты на сырье составляют почти 65%, это экономически невыгодно. Не случайно убыток от реализации продукции собственной переработки составляет около 18%. Поэтому мы в большей мере продаем именно живую рыбу. Это экономически выгоднее, чем реализация после переработки. Но отказываться от данного направления не намерены. У этой продукции есть свой покупатель, отказываться от него мы не собираемся. Будем действовать иначе. Снизить затраты на сырье мы, действительно, не можем (не мы устанавливаем цены на те же комбикорма), но зато можем повысить эффективность тех же коптильных камер за счет снижения энергопотребления, на что в настоящее время направлены значительные материальные ресурсы рыбхоза.

Браконьеры и тут и там

А как же браконьеры? Неужели не беспокоят? Десятки прудов, разбросанных на огромных площадях, — разве можно уследить за всем?

Оказывается, можно. По периметру всех прудов хозяйства — камеры, фотоловушки. Выполняется регулярный облет территорий беспилотником (для чего пришлось ввести штатную единицу оператора БПЛА с обязательным обучением)… Но, оказывается, главные браконьеры, промышляющие на прудах рыбхоза, — это не люди. Главные вредители — баклан и цапля.

По данным орнитологов, баклан за сутки может съесть три килограмма рыбы. Представьте популяцию таких прожорливых птиц в 1000 особей, и вы осознаете тот колоссальный ущерб, который бакланы могут нанести рыбному хозяйству. Проблема усугубляется тем, что бакланы в большей мере питаются не взрослой рыбой (под килограмм и больше), а молодняком, этими «рыбными подростками» в 250—300 граммов.

Арифметика тут простая: если баклан съел 10 рыбок по 200 граммов, то предприятие недополучило не 2 кг продукции, а 30—40 (!) кило. Ведь чтобы вырастить рыбу (тот же элитный карп под килограмм и более, а толстолобик может достигать вообще 5 кг), требуется до трех полных лет. От цапли проблем, конечно, меньше, она не столь прожорлива, и все же… Именно по этой причине краснослободской рыбхоз заключает договоры с охотниками для отстрела «летающих браконьеров» и платит им призовые из расчета 20 рублей за одного баклана и 15 рублей за цаплю.

Рыбалка по-платному

Среди услуг, предлагаемых рыбхозом, есть и т. н. платная рыбалка. Специально отведенные для этой цели два пруда (№19 и 20) открыты для любителей порыбачить с удочкой на карпа, щуку, толстолобика, сома и амура с 1 апреля по 1 сентября.

Путевка на суточную ловлю с нормой вылова 7 кг стоит 50 рублей, путевка дневная с нормой 5 кг — 40 рублей. В этом году любители выловили более 42 т (то есть половину всей месячной нормы реализации продукции), принеся предприятию выручку в размере 310 тыс. рублей (в 2023 году — 149 тыс. руб.).

Добиваться, чтобы каждое направление деятельности предприятия было рентабельным, — только таким образом и можно сегодня выживать в джунглях современной экономики. Как это делают в рыбхозе «Красная Слобода».

ОАО «Рыбхоз Красная Слобода»

223723, Минская обл., Солигорский район,

г. п. Красная Слобода, ул. Октябрьская, 49.

Тел. приемной: +375 (174) 27-44-32.

fishredsloboda@mail.ru, info@karpich.by

УНП 600033322

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59