Золотая молодежь. Познакомились с победителями международных олимпиад из Лицея БГУ
Подводя итоги года, мы, как правило, вспоминаем наиболее необычные события, оставившие яркий след в памяти. Например, путешествия или победы в конкурсах. Среди учащихся Лицея БГУ есть такие ребята, которым везет сразу по всем фронтам. Речь идет об победителях международных олимпиад. Представляете, какая это удача — и мир посмотреть, и высокие результаты показать? Вот только за большой удачей всегда стоит огромный труд. Какой? Об этом пусть рассказывают непосредственно главные лица.
Приоритетное направление и конкуренция
— Особенность лицея в том, что тут ведется системная работа по подготовке всех учащихся к участию в олимпиадном движении. Созданная у нас среда направлена на выявление индивидуальных особенностей, талантов наших лицеистов, раскрытие творческих способностей, спортивных. Но приоритетное направление – олимпиадное движение на всех уровнях, — без лишней скромности рассказала директор лицея Татьяна Мамчиц.
Впрочем, само поступление в лицей – дело уже непростое. Можно сказать, это первое серьезное испытание на пути к достижению высоких целей. Тут учатся ребята, которые показывали высокие результаты в своих учреждениях образования на протяжении многих лет. А в лицее, столкнувшись с сильной конкуренцией, они приобретают, помимо новых знаний, закалку, позволяющую без нервов получать отличные результаты.
— Наши ребята постоянно входят в состав команд Республики Беларусь по математике, физике, химии, биологии, информатике и астрономии. Лицей начал обучение в 1991 году, а в 1992 уже были подготовлены первые олимпиадники. По 2023 год лицеистами было завоевано 18 золотых, 88 серебряных, 147 бронзовых медалей, — говорит языком цифр Татьяна Мамчиц.
«Нашим олимпиадникам очень повезло с родителями, которые занимаются со своими детьми, мотивируют их, формируют правильное мировоззрение. Дети часто заблуждаются, а это плохо влияет на их судьбу. Поэтому необходимо формировать для них такую дорожную карту, которая будет показывать им путь по жизни. И это задача не только для родителей, но и для учителей», — Татьяна Мамчиц, директор Лицея БГУ.
Наибольшее количество медалей, кстати, завоевано по математике, информатике и астрономии. Но связано это с тем, что изначально в лицее было всего четыре профиля, преобладали точные науки. Сегодня же профилей 12, от филологии до общественных наук.
— Как мы добиваемся таких результатов? — задает риторический вопрос директор лицея и отвечает: — Постоянно проводятся занятия с преподавателями БГУ, мы приглашаем узких специалистов в предметных областях, они работают с нашими ребятами для того, чтобы у них была возможность победить в конкурентной борьбе. Наверное, успешность выступлений на олимпиаде зависит не только от знания конкретных предметов, но еще и от умения психологически настроиться на состязания, чтобы преодолеть стресс, собраться и дальше выступить достойно. В этом направлении у нас также ведется серьезная подготовка.
Познакомиться с бельгийцами в Японии
Одноклассники Матвей Зорько и Никита Шутро в этом году побывали в Японии. Не благодаря финансовой возможности родителей или счастливому случаю. Они посетили эти страны в составе команды Республики Беларусь на 64-й Международной математической олимпиаде (IMO-2023) и завоевали, между прочим, серебряные медали.
— Я поступал в лицей на математический профиль по двум причинам: преподавательский состав и пример знакомых. Ожидания оправдались. Два года подряд участвовали вместе с Матвеем в международной олимпиаде, были в Норвегии и Японии. А уровня подготовки хватило и на то, чтобы без проблем поступить на факультет прикладной математики и информатики БГУ, — делится Никита.
На этот же факультет поступил и Матвей. Подавали документы сразу по возвращении из Японии, поскольку олимпиада проводилась в начале июля. К счастью, все успели.
Немного о правилах попадания на Международную олимпиаду. Изначально по результатам республиканской олимпиады 18 человек попадают на сборы. Потом они пишут тесты, по итогам которых на второй этап проходит 12 человек, на третий — 6. И вот эта шестерка лучших отправляется представлять нашу страну на мировом уровне.
— Родители уже немного знали наших сопровождающих, поэтому им было спокойнее отпускать нас так далеко, — вспоминает Матвей.
А путь предстоял неблизкий! Аэропорт, в котором приземлились ребята, находится не в самом городе Тиба, месте проведения олимпиады, а возле столицы — Токио. Поэтому организаторами все было рассчитано так, чтобы участники из разных стран прилетели в одно время. Оттуда уже их на автобусах отвезли в отель, где предстояло жить следующие четыре дня.
— Два дня проходила сама олимпиада, то есть мы писали задания. Потом третий-четвертый день – аппеляция, но ею занимались наши руководители. А для нас организовали культурную программу. Организаторы ориентировались на то, что мы еще все-таки дети, поэтому возили даже в парк развлечений. В Осло, кстати, тоже, — погружается в воспоминания Матвей. — К счастью, моего английского языка хватило, чтобы пообщаться с другими участниками. В первый раз познакомился с ребятами из Бельгии, а во второй раз — с иранцами.
«Так сложилось исторически!»
С 29 октября по 3 ноября в Бресте проходил заключительный этап олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». 165 участников (10-11 классы), 28 команд из двух стран. И тут проявили себя три лицеистки – десятиклассницы Анастасия Кудрявец и Яна Русак, а также одиннадцатиклассница Ксения Морозова. Они награждены дипломом 3 степени.
Заключительный этап включал два обязательных тура (сочинение плюс комплексная работа по русскому языку и литературе) и два дополнительных (выразительное литературное чтение и риторика быстрого реагирования).
— Время для подготовки ограничено. Русский язык охватывает слишком много аспектов, невозможно в нем все знать. Но мы занимались в лицее с преподавателем, нам давали какие-то задания, объясняли. При этом важная часть – самостоятельная подготовка, когда ты сам дома учишь материал, повторяешь. У нас было свободное посещение, поэтому все внимание уделяли подготовке, — рассказывает Анастасия.
Но концентрироваться исключительно на учебе вредно для здоровья. Поэтому во время олимпиады девочки получили отличную возможность отвлечься и насладиться прекрасным. За эту неделю благодаря насыщенной культурной программе они изучили практически весь Брест!
— Сразу после заселения в отель у нас была экскурсия по Брестской крепости. Мы увидели различные достопримечательности, погуляли по улицам, послушали музыкантов. Я насладилась этой возможностью отдохнуть, потому что когда ты сосредоточен только на заданиях, себе же делаешь хуже, устаешь. А тут такая эмоциональная разгрузка, — заново переживает эмоции Яна. – А сами задания олимпиады показались вполне ожидаемыми. Примерно к такому себя морально готовила. Было даже интересно сидеть, думать над заданиями и разбираться в языке.
Яна и Анастасия – учащиеся филологического класса. Казалось бы, все логично, какой смысл упоминать данную информацию? Подвох в том, что третья победительница, Ксения, учится… в математическом классе. «Так сложилось исторически!» — заявляет она и уточняет:
— На самом деле я с начальной школы участвовала в разных олимпиадах — по языкам и математике. Просто по языкам складывалось все гораздо лучше, причем я к ним почти не готовилась. А в девятом классе мне хотелось решать математику. Хотелось просто поступить в лицей, и почему-то выбрала математику.
Директор Татьяна Мамчиц называет победителей международных олимпиад гордостью страны и теми, на кого должно равняться подрастающее поколение. Со своей стороны добавлю: ребята не только производят впечатление одаренных от природы и образованных людей, но они также приятны в общении, умеют шутить и задавать каверзные вопросы. Хочется верить, что и с возрастом они сумеют сохранить в себе свои лучшие качества. Ведь сколько событий еще впереди!