Меню

Гостиница требует 100 % предоплату при бронировании? Юрист рассказала, законно ли это

Гостиница требует 100 % предоплату при бронировании? Юрист рассказала, законно ли это
Фото: depositphotos.com

Некоторые гостиницы и хостелы в Беларуси требуют у гостей 100 % предоплату при бронировании. Можно ли потерять эти деньги при отмене брони и кто в этом виноват — гость или гостиница? В Беларуси порядок возврата средств регулируется рядом нормативных актов, включая Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс, но на практике вопросы предоплаты остаются одними из самых спорных. Когда отель вправе удержать аванс полностью или частично, а когда обязан вернуть его без удержаний — читайте в материале.

В рубрике МП «Юрист ответит» в теме разбираемся с аттестованным юристом, руководителем юридической компанией Алёной Матиевич.

— В соответствии с Правилами гостиничного обслуживания предоставление услуг потребителю осуществляется на основании публичного договора либо договора, заключаемого в письменной форме (п. 6). Договор — это соглашение между сторонами; понуждение к его заключению не допускается. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 395 ГК), — отметила эксперт.

Законна ли 100 % предоплата при бронировании?

Публичным считается договор, по которому гостиница обязана оказать услугу каждому, кто обратится, за исключением случаев отсутствия свободных номеров (п. 1, 3 ст. 396 ГК).

— Публичный договор заключается в письменной форме путем размещения публичной оферты и её акцепта (п. 3 ст. 404, п. 3 ст. 408 ГК). Как правило, гостиница размещает текст договора в виде публичной оферты на своём сайте. Акцепт — это принятие предложения гостиницы путем оплаты услуг гостем, подачи заявки на бронирование, подписания регистрационной карты при заселении и иные действия. В публичной оферте необходимо прописать, какое действие гостя будет считаться акцептом (п. 1 ст. 403, п. 3 ст. 404, п. 3 ст. 408 ГК), — сказала руководитель юридической компанией.

Бронирование номера (места в номере) может производиться путем принятия от потребителя заявки на бронирование с помощью почтовой, телефонной, электронной и факсимильной связи, а также на основании договора, заключаемого в письменной форме (п. 7 главы 2 Правил гостиничного обслуживания).

— За бронирование номера (места в номере) плата не взимается (п. 11 главы 2 Правил гостиничного обслуживания). Потребитель обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в полном объёме после их оказания. При этом потребитель вправе оплатить гостиничные услуги при заключении договора полностью или путем выдачи аванса. При осуществлении расчетов потребителю выдается документ, подтверждающий факт оказания услуг (п. 16 главы 2 Правил гостиничного обслуживания), — отметила юрист.

Следует учитывать, что договор оказания гостиничных услуг является договором возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК). Гость имеет право на односторонний отказ от исполнения договора при условии оплаты гостинице фактически понесённых ею расходов (п. 1 ст. 736 ГК, ст. 38-1 Закона о защите прав потребителей). Бремя доказывания фактически понесённых расходов в данном случае лежит на гостинице.

— Таким образом, непосредственно за бронирование номера гостиница не вправе взимать денежные средства. Однако в договоре публичной оферты могут быть прописаны условия внесения предоплаты за аренду номера. При наличии заключённого публичного договора (акцепта), где указана необходимость внесения предоплаты, действуют правила исполнения обязательств по договору. В соответствии с ГК стороны свободны в заключении договора; по этой причине, если вас не устраивают условия предварительной оплаты (включая правила её возврата), вы имеете право не заключать договор, — подытожила юрист.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59