Литовский «преемник», польские «архитекторы», «круглый стол»: 5 главных инсайдов от главы КГБ
Руководители западных разведок никогда не выступают в СМИ, так как их ведомства заняты производством «дезы» в товарных масштабах. И если бы «деза» шла от людей в натовских погонах, доверие к постоянно врущим службистам со стороны европейских граждан было бы нулевым.
Поэтому там используют «сливные бачки» — блогеров, журналистов-расследователей и просто «источники в спецслужбах». Именно от них мы узнаём, что «Орешник» размещён в Слуцке, что там же построен концлагерь для оппозиции, а Россия во время учений будет нападать на Польшу. Но, разумеется, все эти вбросы готовят спецслужбы.
В Беларуси подход принципиально иной — информация, если она публично обнародована КГБ, должна быть верной на 100 %.
По случаю 105-летия органов внешней разведки Иван Тертель раскрыл некоторую информацию о работе белорусских спецслужб за границей. «Минская правда» предлагает читателям некоторые пояснения.
1. Операция «Преемник»
Уже несколько месяцев Литва накаляет обстановку между нашими странами. КГБ вскрыта цель таких действий — это проведение досрочных выборов и развал правящей коалиции. Вопреки расхожему мнению нынешняя коалиция является далеко не худшей из возможных: от «Зари Немана» звучит конструктивная позиция, «крестьяне» ведут себя сдержанно, а Ругинене… что ж, она просто красивая женщина без особых талантов.
Но гораздо более опасны литовские консерваторы, которые пытаются спровоцировать досрочные выборы и для этого раздувают общественное мнение о некой «катастрофе», которую якобы допустило правительство. Эти действия были названы в КГБ операцией «Преемник», особенно на фоне будущей пенсионной реформы — речь идёт о выдвижении альтернативных фигур на пост премьера. Возможно, речь о Ландсбергисе, но прямо фамилии не назывались.

При этом и власть, и литовская оппозиция заинтересованы в получении денег от ЕС на оборону по примеру Польши. Так что на каком-то этапе их интересы совпали, но дальше необходимо создать между ними противоречия. Одна из таких точек — контакты КГБ с руководством спецслужб Литвы. Тем самым мы опровергаем вбросы политиков о том, что Беларусь занимается некими гибридными атаками. Более того, вскрывая действия Тихановской и её огромные траты, мы можем влиять на внутреннюю ситуацию в Литве и на выборы.
2. Польские архитекторы
В КГБ подчеркнули, что с Литвой и особенно с Польшей постоянно обсуждается судьба подрывных центров, которые не выполнили своих задач и теперь воспринимаются как токсичный актив и бремя. Это важная информация для самих эмигрантов, потому что с «той стороны» в них культивируют слепую веру в то, что они ведут борьбу с белорусским государством до полной победы. А в реальности их «шефы» легко вступают в переговоры с «режимом». Поэтому такая информация о контактах, хоть и не является большим секретом, больно бьёт по мотивации идейной части протестного движения.
Как правило, «договорные» правила игры принимают только самые корыстные, безыдейные и циничные. Но и ими польские спецслужбы пожертвуют при необходимости — то есть польские архитекторы сами построили для себя ловушку, вложившись в переворот, который не имел перспектив.

3. Спектакль или нет?
Это главный вопрос, который был озвучен Президентом в отношении американцев на ВНС. Мы действительно до сих пор не понимаем: конфликт между ЕС и Трампом разыгран по нотам или всё-таки противоречия реально нарастают? Потому что те же самые американцы, которые обнимаются с нами на приёмах, помогают НАТО создавать инфраструктуру нападения на нас.
Чтобы ответить на этот вопрос, работает белорусская внешняя разведка. Каждое предложение от американцев проверяется и взвешивается, особенно с учётом шагов по развёртыванию военной инфраструктуры НАТО. КГБ необходимо реально понимать, будет ли война.
4. Новые формы и методы подрывной работы
Президент озвучил на ВНС угрозу, связанную с массовой прослушкой мобильных телефонов; сверх этого Председатель КГБ рассказал о попытках установки технических устройств для прослушивания гражданских и военных пилотов, а также о попытках вести мониторинг режимных объектов.
Была названа и громкая цифра — более 70 агентов задержали за год, и по меркам прошлых лет это количество кажется огромным. Но проблема в том, что сейчас вербовка ведётся дёшево и массово, в основном через мессенджеры — дистанционно. За счёт большого охвата быстро подбирается одноразовый материал, который сразу же проваливается, после чего его бросают и даже не пытаются вытаскивать.

5. «Круглый стол»
Это базовый сценарий, над которым сейчас работает оппозиция. Конечно, в запасе остаются вооружённые формирования и другие силовые сценарии на случай эскалации, но «круглый стол» — это мирные переговоры с «режимом» для проведения выборов и допуска к ним альтернативных кандидатов.
Само название заимствовано из Польши, где такой «круглый стол» проводил Ярузельский с оппозицией при помощи церкви. Вопреки расхожему мнению это была операция не Запада, а в значительной мере спецслужб самого Ярузельского, потому что именно они вели к власти Валенсу как самого умеренного лидера «Солидарности». Тот был агентом спецслужб ПНР, потом якобы прекратил агентурные отношения, но, тем не менее, был для всех очень удобен, и никаких массовых люстраций потом не проводил.
Поэтому, опираясь на польский опыт, нужен такой же Валенса в среде белорусской оппозиции. Пусть он будет про запас: сценариев может быть масса, но все они пойдут по варианту Минска, а не Варшавы или кого-то ещё. Предупреждён — значит вооружён.
Рекомендуем