«Открываем коробку с тараканами в голове?» Провели один день со школьным психологом в Лошницкой гимназии
Некоторые люди уверены, что в профессии школьного психолога нет ничего сложного: проводи анкетирования в классах, принимай родителей, которые редко обращаются и раз в месяц общайся с учеником в комфортной обстановке… Разумеется, все не так — эта работа очень интересная, причем не самая легкая. МЛЫН.BY провел один день со школьным психологом и узнал о том, из чего складывается самый обычный день специалиста этой профессии.
В Лошницкой гимназии Борисовского района утренняя суматоха. Психолога Елену Дубновицкую знает почти вся школа. Увидев ее в коридорах, дети расплываются в улыбке и громко здороваются.
— Они меня любят, и я их люблю, как бы пафосно это ни звучало. Поэтому не верю, когда говорят: в классах много детей, не успеваем. Да хватает любви в сердце! Хотя школа забирает нереально много энергии, — признается она.
День школьного психолога расписан буквально по часам. Анкетирование детей, консультации с родителями, проведение тематических классных часов, педсоветы, обработка кипы бумаг и не только.
Кто такой психолог?
С классного часа в пятом классе и начался ее обычный рабочий день. Тема — безопасный интернет. На мое удивление, почему о такой теме говорит детям психолог, Елена объяснила:
— У современных детей очень часто выявляется интернет зависимость. Это моя тема, согласитесь. И чтобы они умели с умом пользоваться интернетом, грамотно общаться в сети интернет, и проводим такие занятия. Вот, к примеру, дети дома пообщались со своими сверстниками в соцсетях, где-то оскорбили друг друга. На следующий день встретились в школе и продолжили конфликтовать. Это впоследствии может привести к серьезной межличностной проблеме, которую и будет решать школьный психолог.
На классном часу ученикам нужно было выбрать правильный ответ на вопросы с интерактивной доски. Вопросы были краткие, но емкие: и что такое спам, и как себя вести, если вам пишет незнакомец, и как правильно комментировать посты… Все в игровой форме, процесс ребятам явно нравился, и каждый хотел выйти к доске.
— На самом деле это очень серьезная проблема и с детьми нужно обязательно говорить о безопасности и поведении в интернете. И если от родителя слышу: главное, что мой ребенок дома, он не шляется на улице, просто все время сидит за компьютером, что тут такого. Спрашиваю, а чем он там занят? В ответ тишина. А не попал ли в какую-нибудь «игру смерти»? Что может быть опаснее этого? Возможно, я и преувеличиваю, но лучше перестраховаться и все же обратить внимание на то, что ваше чадо делает в сети…
— А вы знаете, зачем нужен психолог? — спрашиваю у пятиклашек.
— Психику детей проверять, — с улыбкой отвечают мальчишки и девчонки.
— А что такое психика?
— Ну это когда человек чуть-чуть глупым становится или даже неадекватным. А еще постоянно нервничает. И когда не понимает обычных шуток, — наперебой отвечают школьники.
— Еще в начале моей карьеры сталкивалась с тем, что люди путали психолога с психиатром, — уже мне рассказывает Елена. — А сейчас, возможно, благодаря СМИ и фильмам они научились отличать одних специалистов от других. Что еще стало заметно, теперь и родители, и дети относятся к психологу как к кругу спасения. Они воспринимают специалиста как человека, который способен поддержать в трудную минуту, помочь, дать дельный совет, а иногда и разрешить проблему.
«Знаем Елену Николаевну с начальных классов. Выработалась степень доверия к ней, что ли»
… Прозвенел звонок, и Елена торопится к себе в кабинет. По дороге рассказывает:
— Там меня ждут олимпиадники — десятиклассники Дмитрий Духвалов и Андрей Кривошеенко. Это наши одаренные дети, которые участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях и олимпиадах. Дима силен в математике, а Андрей — в истории.
Оказывается, при подготовке таких школьников учитываются не только их знания, но и психологическое состояние. Ведь участие в конкурсе — это также стресс, и нужно быть готовым к разным ситуациям.
— Поэтому параллельно с подготовкой по предмету — с ребятами беседует и психолог. Пока нет активных участий на олимпиадах, но мы все равно встречаемся. Ведь есть и другие жизненные ситуации, особенно в подростковом возрасте, — поясняет нам Елена.
— Давайте сегодня начнем с игры «Тараканы в голове»? — предлагают с порога психологу ребята. Сразу сложилось впечатление, что они и сами готовы протестировать гостя на предмет моего психологического состояния.
Елена объясняет мне, что игра «Тараканы в моей голове» — это психотерапевтический метод, который помогает с помощью колоды специальных карточек выявить и справиться с определенными проблемами. Такую методику используют все педагоги-психологи и в психотерапевтической работе, и в консультировании, и в просто своей практике.
— Не боитесь обращаться с личной проблемой к психологу?
— К нашей Елене Николаевне? Нет! — признаются старшеклассники. — Мы столько времени с ней встречаемся, знаем с начальных классов. Выработалась степень доверия к ней, что ли. Она помогает посмотреть на ситуацию с другой стороны. Вообще, считаю, что сейчас в обществе меняется отношение к людям этой профессии, и сегодня посещать психолога становится нормальным явлением. Хотя не так давно многие думали, что ходить к психологу стыдно.
Не успели договорить со старшеклассниками, а возле кабинета Елены — четвероклассники. У них сегодня по плану занятие с элементами тренинга на сплочение класса. На столе педагога уже подготовлены различные коробочки с ярким содержимым.
Начали с правил дружбы. Елена одну за другой прикрепляет на доску карточки с главными правилами: «Уметь прощать», «Уступать друг другу», «Быть честным», «Уметь просить прощение»… И по каждому пункту приводит примеры. Пока дети обсуждают, Елена достала клубок ниток. Это следующая игра.
— Дети, сейчас встаем в круг. Будем передавать друг дружке вот это клубок ниток, — интригует психолог. — При этом тот, у кого нитки — должен назвать свои черты характера. А потом продолжить: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого назвали…
После игры Елена рассказала детям, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. А нити в этой игре символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.
«Подросткам кажется, что в жизни можно, как на компьютере, нажать кнопку, и пойдет повтор. Ты как бы умер и опять появляешься»
— Я работаю с разными детьми: теми, кто приходит сам, и теми, кого направляют ко мне различные службы, — рассказывает Елена. — Причем взаимодействую не только с несовершеннолетними, но и с их родителями, а также педагогами. То есть работа строится со всеми участниками образовательного процесса. Где-то сами просим родителей прийти на психолого-педагогическое просвещение, поскольку без их помощи некоторые вопросы не могут быть решены. Они, например, могут повлиять на то, чтобы ребенок где-то исправился, а где-то, наоборот, у него раскрылись какие-то возможности, потенциал. Иногда нужна и работа с педагогом — он тоже является важным звеном формирования личности ребенка, поскольку в школе дети проводят значительную часть времени.
Специалист добавляет, что когда работает с подростками, обязательно оговаривает — то, что они расскажут, не будет известно больше никому. За исключением тех случаев, когда есть риск для их жизни или здоровья.
— Такой случай у меня был, когда я работала в СШ №1 города Борисова. Там у подростка было суицидальное состояние. Парень остался жив, — вспоминает Елена. — Есть у подростков такой аспект, как романтизация смерти. Детям кажется, что в жизни можно, как на компьютере, нажать кнопку, и пойдет повтор. Ты как бы умер и опять появляешься. Они до конца не осознают, что смерть — это навсегда. А многие родители боятся обсуждать со своими детьми эту тему. Осторожно, но нужно говорить о том, что возврата не будет. Самая первая причина суицида — взаимоотношения в семье. Когда у ребенка спокойно и хорошо дома, есть тыл, где его принимают любым, независимо от того, успевает ли он в школе, получает ли двойки, его любят, тогда остальные невзгоды можно пережить.
Елена добавляет, что по результатам анкетирования проводит родительские собрания:
— Порой мамы и папы в шоке. На консультации приглашаю не только педагогов, детей, но и родителей. Это в начальных классах они не пропускают собрания, а класса с пятого перестают ходить — мол, дети уже взрослые. Бывает, жду родителей допоздна. Недавно до восьми вечера сидела. Я понимаю, что родители деньги зарабатывают, у них важные дела…
Психолог констатирует, что многие родители думают: ребенок накормлен, одет, обут — а что еще нужно?!
— Говорить! Обязательно нужно говорить и слышать своего сына или дочь. Интересоваться, с кем дружит, куда ходит, что в школе интересного… Ведь несложные вещи говорю, а они могут сохранить нормальные доверительные отношения между родителем и ребенком, — дает советы Елена. — Если сейчас спросить детей, когда тебя в последний раз обнимала мама, это многих введет в ступор. Почему? «Когда я сплю, мама уже уходит, а когда возвращается, уже поздно. И начинает спрашивать, сделал ли уроки и так далее», — отвечают они. Ни одна школа не может дать домашнего тепла. Какой бы ни была мама, это мама, которой очень не хватает ребенку. Да, есть папа, который всегда прав, он сильный, любимый, но это папа. Бабушка? Да, она обалденная, но это тоже не мама! Никто не говорит, что нужно быть самой лучшей мамой на свете, нет, хотя бы не забывать об объятиях, поцелуях и ласковых словах.
…Незаметно пролетает большая часть рабочего дня. Впереди Елену еще ждут родители и Совет профилактики, который проводится за закрытыми дверями. Там будут рассматривать волнующие вопросы учреждения образования. Повестка каждый раз новая. Сегодня — результаты проведения социального расследования одной из семей ученика их гимназии. Вызвали родителей и на Совете профилактики будут принимать решение по постановке их в социально-опасное положение. Елена будет там выступать — была проведена диагностика детско-родительских отношений.
Пока Елена находилась на Совете, удалось расспросить о ней директора Лошницкой гимназии Юлию Саматыго:
— О нашей Елене Николаевне можно много хорошего рассказать. Она лучший специалист области! И это не громкие слова, а действительно заслуга ее работы. В прошлом году она получила звание «Педагог-психолог — 2021» Минской области на конкурсе профессионального мастерства. Елена Дубновицкая один из ведущих специалистов — у нее высшая квалификационная категория. Она делится опытом работы на различных семинарах и онлайн-конференциях, несмотря на эпидемиологическую обстановку. Работать Елене Николаевне приходится с различными проблемами. Это и трудности в учебе, и детско-родительские отношения, и взаимоотношения в коллективе, и сложности подросткового возраста, и девиантное поведение. С детьми, состоящими на различных видах учета, а также с ребятами, находящимися в социально-опасном положении, проводится индивидуально-профилактическая работа. Но самым главным показателем ее работы, считаю, психологическую атмосферу в нашем учреждении. У нас нет никаких плохих событий и конфликтов. Наша гимназия — маленькая семья, в которой есть своя неповторимая атмосфера, которая создается вот такими педагогами, как Елена Николаевна.