Меню
Голас Любаншчыны

Выдержала ад войны и фашистского плена в борьбе за Севастополь. История подвига Марии Байды

Мария Байда ВОВ
Фото: открытый источник

У поэта Леонарда Евдокимова есть стихи, посвященные женщинам–фронтовичкам Великой Отечественной войны, которые он так и назвал: «Спасибо, женщины-фронтовики!»

Земля, стряхнув свой зимний сон,

Цветы готовит, из ольхи — сережки,

А женщины, лишь уловив тот звон,

В шелка оделись, в модные сапожки.

В глазах — весна, а в локонах — мороз,

Хоть красотой своей еще хмельные,

В руках, как россыпь звезд, букет мимоз,

А взгляд — цариц… О, женщины святые!

Вы вспомните военную страну

В траншеях, рвах, окопах и воронках,

Как вы из юности шли на войну

В солдатских сапогах и гимнастерках.

Как на призыв: «Мать-Родина зовет!»

Вы, как солдаты, храбро насмерть встали

И, подминая версты, шли вперед

И метрами бинты в крови мотали.

Шаги к Победе были нелегки,

Но вы ее добыли вашей жизнью.

«Спасибо, женщины-фронтовики!»

Поклон вам шлет великая Отчизна.

Невероятная история подвига санитарного инструктора 514-го стрелкового полка, а затем бойца-разведчика старшего сержанта Марии Байды могла бы показаться пропагандистским вымыслом политических работников Красной Армии, если бы не наградной лист. Читаем его на сайте «Подвиг народа»: «Товарищ Байда в схватке с врагом из автомата уничтожила пятнадцать солдат и одного офицера, четырех солдат убила прикладом, отбила у немцев командира и восемь бойцов, захватила пулемет и автоматы противника».

Свой подвиг Мария совершила в первых числах июня 1942 года, в дни последнего, третьего штурма города, в районе Мекензиевых гор. Силы героических защитников Севастополя были уже на пределе человеческих возможностей, оборона города завершалась. На каждого нашего бойца приходилось два вражеских, на каждое орудие — два-три орудия противника, против одного нашего танка и самолета действовало не менее десяти фашистских. Позже, 30 июня, когда были использованы последние возможности вести борьбу, по решению Ставки Верховного Главнокомандования Севастополь оставили, наши войска отошли на мыс Херсонес. Официально оборона города завершилась 4 июля 1942 года и продлилась в общей сложности 250 дней, однако бои на мысе продолжались до середины июля, и в них Мария Байда тоже участвовала.

Кто же она, Мария Карповна Байда?

Уроженка Крыма, Мария по окончании семилетки, в 1936 году, начала трудовую деятельность санитаркой городской больницы в Джанкое. В 1941 году собиралась поступать в медицинский техникум, но грянула Великая Отечественная война.

А боевая биография Марии Байды писалась сначала в медицинской бригаде Джанкойской горбольницы, которая обслуживала останавливающиеся санитарные поезда, с осени же 1941 года Байда — боец 35-го истребительного батальона.

Когда же фашисты вплотную подошли к Севастополю, то ее 35-й истребительный батальон вошел в состав Приморской армии, обороняющей город. Во время первых штурмов Мария, будучи санитарным инструктором 514-го стрелкового полка, показала себя бесстрашным воином и спасла жизнь многим красноармейцам и командирам, вынеся их с поля боя под огнем противника.

О боевых делах, отваге и самоотверженности санитарного инструктора знали не только в стрелковом полку, но и во всей Приморской армии. Сама же Мария просила перевести ее в разведку, и командир полка, зная об исключительной смелости девушки, ее смекалке и выносливости, удовлетворил просьбу. Так с мая 1942 года старший сержант Байда стала воевать в разведке.

«Она очень серьезной была, разговор тихий, пользовалась большой популярностью, — характеризовал Байду командир 172-й стрелковой дивизии Приморской армии генерал Иван Ласкин. — Бойцы на нее смотрели как на какую-то важную и боевую персону. Бывает у людей, шутят, все такое, а она — нет. Если с ней заговоришь с шуткой, она быстро перейдет на деловую сторону. Ходила в брюках, коротко подстриженные волосы под польку, слегка носик вздернутый. Совершенно спокойная, как будто на первый взгляд не любознательная, любит больше слушать и слушает внимательно. Речей не говорит особых, кратка в разговоре, но очень вдумчивая. Многократно отличалась своей храбростью, ходила с полковой разведкой в тыл врага. Приходила жива, здорова. В полку ее все знали не как санитара, а больше, как бойца, храброго такого. Она прекрасно стреляла, умела пользоваться и всегда работала гранатами, автоматом, стреляла из пулемета».

Подвиг Марии в бою

Третий штурм города гитлеровцы начали в конце мая, с многодневного артобстрела и массированных авиабомбардировок. Была также усилена блокада Севастополя со стороны моря. А 7 июня отборные части немецких войск и румынские дивизии пошли на решительный приступ города, вновь нанося главный удар с северного и северо-восточного направления, в районе на Мекензиевых гор.

Полковые разведчики, в их числе и Мария, оказались в настоящем аду: атакующие вражеские цепи шли несколькими волнами, у наших же воинов катастрофически не хватало боеприпасов, редели ряды героических защитников. Мария же своим бесстрашием удивляла даже самых опытных бойцов. Добывая так необходимое оружие и боеприпасы, она не раз перемахивала через бруствер, ползком добиралась до убитых немецких солдат и возвращалась в окоп к своим с фашистскими автоматами и магазинами к ним.

Во время одной из таких вылазок рядом с Марией взорвалась мина, и она потеряла сознание. Пришла в себя ночью. Ощупала голову — на пальцах осталась кровь. Одна рука нестерпимо болела. Рядом слышался разговор на немецком, и Мария поняла, что фашисты прорвали оборону разведчиков и захватили их позиции. Байда на ощупь нашла автомат, выпавший из ее ослабевших рук во время разрыва мины, и поползла на звуки чужой речи, ею двигала жгучее желание отомстить врагам за погибших боевых товарищей. Немцы, захватившие траншеи разведчиков, расположились там же на отдых перед дневной атакой, бодрствовали лишь несколько человек, которые стерегли попавших в фашистский плен красноармейцев. И Мария, вскочив на ноги, открыла яростный огонь по врагам.

В этой смертельной схватке Байда огнем из автомата уничтожила 15 солдат и одного офицера, а когда закончились патроны, прикладом била врагов по головам, ей на помощь бросились и раненные воины, попавшие в плен. Так Мария уничтожила врагов и освободила своих друзей-разведчиков.

А затем она, контуженная и окровавленная, вывела их к своим через минные поля. Байда была отправлена в госпиталь, но буквально на следующий день сбежала, мол  в бою заживет быстрее…»

Ответ на вопрос, откуда взялось столько сил у молодой девушки, можно найти в воспоминаниях начальника полковой разведки Романа Вуля:

«Жаркие дни, жестокие бои лета 42-года под Севастополем. В этих боях Байда творила поистине чудеса, ежесекундно рискуя жизнью, она выносила раненных из самой гущи боя. А однажды ко мне в блиндаж пришла Мария и заявила:

— Товарищ начальник, возьмите меня в разведку.

Я от неожиданности обалдел и опешил. — Мария, о чем ты говоришь, ты ведь не знаешь, что такое разведка!

— Возьмите, — настаивала Байда. — Не возьмете, пойду к командиру полка. Все равно буду в разведке!

И надо было видеть ее лицо, ее глаза. В них был огонь, который может быть только у сильных людей!»

За свершенный подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года старшему сержанту Марии Карповне Байде было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но, как мы понимаем, вручить высокую награду Родины в осажденном и отрезанном морем от Большой земли Севастополе, возможности не было. До получения Золотой Звезды Марии Байде нужно было выжить в фашистском плену, вернуться, считай, с того света.

Подвиг в плену. Возвращение к жизни

12 июля 1942 года Байда тяжело раненной, со сломанной ногой, в числе последних защитников города попала в плен на 35-й береговой батарее, на мысе Херсонес, где сейчас создан один из лучших музеев обороны Севастополя.

«Наверное, Бог меня поддерживал. Иначе, как бы я могла с такой ногой, к которой вместо гипса были прибинтованы арматурные решетки, дойти в колонне военнопленных, подгоняемых выстрелами и окриками, от Севастополя до Симферополя?» — задавала позже самой себе вопрос Мария Карповна.

А после симферопольской тюрьмы были: лагерь для военнопленных в Славуте, концлагеря в Люблине и Ровно, гестаповские подвалы в Зальцбурге. Всего, что натерпелась и перенесла Мария, рассказать невозможно. И побои, и пытки, и дымящиеся печи крематория, и псы, рвущие людей, и болезни, муки, которых не перечесть.

Марию освободили 8 мая 1945 года войска союзников. Врачи тогда сомневались, выживет ли она после того, что пережила в фашистских лагерях, ведь она вернулась домой с запущенным туберкулезом и другими болезнями, не говоря уже о последствиях ранений и всего пережитого. А еще ей предстояли непростые проверки контрразведывательных органов.

И все же, к счастью, Мария поправилась, а свою заслуженную Золотую Звезду Героя Советского Союза Мария Карповна получила лишь в 1947 году.

Затем героическая фронтовичка работала заведующей отделом ЗАГС Севастопольского горисполкома и за 28 лет работы дала напутствия и вручила свидетельства о регистрации браков примерно 60 000 молодых пар, зарегистрировала более 70 000 новорожденных. А еще она неоднократно избиралась депутатом Севастопольского городского совета и была она близкой и доступной людям, ее искренне любили в городе.

Смелая, мужественная и бесстрашная Мария Карповна Байда была и остается прекрасным примером героического служения Отчизне.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59