Катастрофа в Белгородской области: кто навел ракету на Ил-76
После того, как Турция передала Зеленскому руководство «Азова», которое грелось на теплых морях, обмены между Украиной и РФ прекратились на полгода. Для всего мира выдача «азовцев» выглядела дипломатическим поражением России, а заодно должна была спровоцировать личный конфликт Путина и Эрдогана. Контрнаступ в это время находился на пике, через две недели случился мятеж Пригожина, и ставка была сделана на подрыв авторитета российской власти. Можно порассуждать, что не только снарядный голод спровоцировал «Вагнер» на захват Ростова, но в том числе и действия Киева в отношении «Азова».
Представить себе, что такие обмены были возможны во время ВОВ, нельзя. Но сейчас речь идет о спецоперации, которая непонятно как и в каких границах закончится, поэтому обмены широко практикуют обе стороны. И даже после наглой передачи «азовцев» контакты были готовы возобновить, но Россия требовала взамен 5 «азовцев» 75 своих военнопленных. Зеленский тогда уперся, чтобы унизить Владимира Путина, но год шел к концу, контрнаступ проваливался, и впереди замаячил еще один год позиционной войны.
Это значит, взятие Кремля далеко, с противником надо работать дальше, и 75 российских военнопленных все-таки передали по предварительной договоренности. 3 января 2024 состоялся первый за полгода большой обмен пленными 173 на 173 + 75, то есть домой вернулось 248 российских солдат и офицеров. Следующий большой обмен должен был состояться через три недели, но…
Ил-76 падает в Белгороде
После сбития российского самолета появился комментарий ГУР, что русские сознательно подставили борт с пленными под украинскую ракету. То есть ГУР не отрицал ни факт пуска, ни факт уничтожения ВСУшников. Другой вопрос, кто и зачем нажимал на кнопку (подчеркнем — иностранного ЗРК, где как минимум был смешанный расчет, а как максимум — полностью иностранный). Сбитие Ил-76 было не в интересах ГУР, те как раз курируют обмены. Значит, кто-то явно хочет их сорвать и вернуться к состоянию разрыва контактов, которое было до января этого года. Зеленский выдавил в вечернем обращении, что «будет требовать международного расследования», а американцы заявили, что никаких обменов в этот день вообще не планировалось. Если сложить два и два, то можно догадаться, что обмен и мирные переговоры как-то связаны, и что подло сбитый самолет никак не способствует переговорному процессу и росту доверия между двумя сторонами, что явно выгодно какой-то третьей стороне.
Дальше нужно смотреть две версии. Первая — это был пуск вслепую, ошибка исполнителя, который был уверен, что стреляет по правильной цели. Интересно, что в украинских СМИ первоначально выплыла информация, что был сбит российский самолет с ракетами С300 на борту. Откуда могли такие подробности знать украинские военные? Только из той наводки, которую им слили западные союзники. То есть именно они подставили борт под огонь, дав ложную информацию через западную разведку.
Вторая версия — еще более грязная, но тоже на руку противникам переговоров. Она работает уже на российскую аудиторию: смотрите, украинская военная вертикаль не управляет никем и ничем, правая рука не знает, что делает левая, сбитие борта — это самодеятельность ВСУ (ГУР, СБУ) на месте. Отсюда вывод — с украинскими военными не о чем договариваться, они не могут обеспечить воздушный коридор даже для своих пленных, а помните, как до этого убили своего же переговорщика. Отморозки, да и только! О чем с ними можно говорить.
Информационное сопровождение у обеих версий одинаковое. Сначала украинцам рассказали, что пленных не было, они живы. Потом — что русские их давно убили, а сами сбили пустой самолет. Потом, когда покажут останки, наверняка запустят версию, что самолет был полон трупов. Люди в такое охотно верят.
Чего ждать дальше?
Сейчас временно работает логика войны без денег — если корма нет, издыхающего коня можно только подстегивать плеткой. Стимулов осталось два — успешные теракты в РФ и собственные большие потери. И первого, и второго сейчас в достатке, и это поддерживает всплески радостно-злобного отношения к русским.
Но здесь важно понимать: мы не знаем реального мнения ни украинского населения, ни украинских военных разных уровней, ни мнения семей военных, ни оценки населения крупных городов. Сейчас все каналы коммуникации работают в одну сторону, а открывать рот и говорить правду опасно даже из-за границы. В этом плане для Беларуси были крайне ценны сведения, полученные от украинской агентуры, задержанной в стране. С их слов, «люди боятся», «они ни за тех, ни за этих», не хотят потерять дом, работу, близких и готовы совершать грязную работу (убийство, теракты) за смешные суммы денег, 1-2 тысячи долларов.
Это и есть те кирпичики, из которых на какое-то время можно построить военную машину и даже агентурный аппарат. Временной украинской власти не нужна народная любовь, ей нужен либо страх, либо психоз. И, конечно, сбитый борт с пленными в любом случае подольет масла в огонь страха и психоза.
Ну, а пока что мяч на стороне русских, и трагедию с пленными могут вывести либо в информационную плоскость, то есть показать семьям военнослужащих ВСУ, насколько их руководству на них плевать. Либо же информационно замять падение самолета, но обменять это на какие-то договоренности, условно, какое-то время не совершать терактов в определенных районах. Логику таких решений читатель сразу не поймет, но рано или поздно все тайное станет явным.