Меню

Меньше политики, больше локальных дел: что показала избирательная кампания

стенд о выборах
Фото: Вячеслав Цуранов

Ход избирательной кампании показал, что вопросы внешней обстановки волнуют людей значительно меньше, чем в 2020-2023 гг. Избиратель уверен в своей безопасности и на первый план ставит решение бытовых вопросов. Поэтому 80-90% всей агитации было связано с локальными проблемами: работой общественного транспорта, медицинским обеспечением, арендным жильем, состоянием дорог после зимы, уровнем зарплат в районах, благоустройством территорий.

О факторах и итогах избирательной кампании рассуждает политолог Андрей Лазуткин.

Информационная работа ЦИК

Единый день голосования в республике проводился впервые, и с момента принятия новой Конституции ЦИК два года непрерывно вел разъяснительную работу и готовился к выборам. Подготовку можно условно разделить на 3 составляющих: первая часть включала в себя закрытые консультации внутри системы и обучение будущих членов избирательных комиссий; вторая имела формат постоянных встреч в трудовых коллективах государственной формы – как правило, речь шла о разъяснении общей политической обстановки, в которой пройдут выборы. Третье направление — аналитическое — было связано с планированием избирательной кампании и включало анализ внешних и внутренних угроз. Таким образом, ЦИК взял на себя не только процедурные функции, но и информационно-аналитические.

Изменение партийного поля

Накануне избирательной кампании, летом-осенью 2023 года, были ликвидированы 12 из 15 политических партий, которые ранее действовали в Беларуси. Несмотря на то, что партии либерального и националистического толка имели рейтинг в районе 1-3%, ранее они выступали важным элементом местной и парламентской избирательной кампании. Как правило, их использовали в качестве «вывески», «зонтика» для выдвижения кандидатов от тех оппозиционных структур, которые не имели регистрации. Это разного рода движения, общественные объединения, инициативы граждан и иные грантовые проекты, созданные под выборы с нуля.

Ранее такая схема позволяла массово выдвигать от оппозиционных партий безработных, асоциальные элементы и просто лиц, которые не пользовались у населения авторитетом. Теперь упрощенным порядком выдвижения кандидатом могут воспользоваться только 4 зарегистрированные партии. Всем прочим кандидатам пришлось собирать подписи по общему правилу — что, видимо, стало для многих из них непреодолимым барьером. По итогу члены националистических и экстремистских формирований на выборах представлены не были.

Ведущая роль СМИ

Несмотря на то, что предельный размер избирательного фонда для кандидата в Палату представителей составил 2000 базовых (80 000 белорусских рублей), в целом кампания на всех уровнях была малобюджетной, а основные расходы кандидатов были связаны с полиграфией. В таких условиях ключевую роль в информировании граждан играли региональные СМИ, где размещалась информация о кандидатах, телевизионные эфиры, а также адресная рассылка биографических сведений о кандидатах по почте.

То есть в Беларуси есть выраженная специфика, когда даже при невысокой узнаваемости кандидатов и неяркой агитационной кампании государство все равно обеспечивает достаточно высокую явку за счет задействования государственных СМИ, адресного информирования и работы с трудовыми коллективами. На повышение явки были также направлены лекции в учебных коллективах, когда приглашенные специалисты не агитировали молодых людей за конкретного кандидата, а разъясняли важность выборов и специфику текущего момента. Все это можно назвать непрямыми формами агитации — не за конкретного кандидата, а в целом за действующую систему власти.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59