Миру мир: зачем «железный купол» для Америки?

Любой здравомыслящий человек мечтает о мирном небе над головой. Поэтому, как только появилась хоть какая-то надежда на мирное урегулирование конфликта в Украине, внимание общественности и СМИ сосредоточилось именно на этом. Однако, как мы отмечали ранее, конфликт может быть завершен только при устранении причин его породивших. Одна из таких — нежелание стран Запада учитывать интересы России, Беларуси и других государств постсоветского пространства при построении системы международной безопасности.

Сегодня хотелось бы обратить внимание в этом контексте на такой ее аспект как стратегические наступательные вооружения. Отметим, что действие Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III) истекает в феврале 2026 года. Россия и США не ведут активных переговоров о его продлении из-за отсутствия согласия по многим аспектам, в том числе, следует ли рассматривать в одной связке вопросы сокращения такого вооружения и одновременного создания систем противодействия ему, например, развертыванию в Европе системы противоракетной обороны. В целом, взаимосвязь между американской ПРО в Европе и стратегическими наступательными вооружениями заключается в том, что развитие ПРО может привести к ответным мерам со стороны других стран, включая наращивание стратегических вооружений, что может дестабилизировать регион.
Наряду с расширением НАТО на Восток с одновременным наращиванием военного потенциала у границ Союзного государства России и Беларуси, это было одним из ключевых проблемных вопросов комплексного диалога между РФ и США по стратегической стабильности. Игнорирование позиции России стало отправной точкой военного конфликта в Украине.
Сейчас очевидно, что позицию России по ПРО не учитывали и, вероятно, не намерены учитывать. Базы американской ПРО в Польше и Румынии уже функционируют, позволяя перехватывать ракеты на начальном этапе запуска. Логично предположить, что следующим шагом станет создание систем для перехвата на средних и финальных участках траектории – и этот процесс уже начался.
Так, 27 января 2025 года президент США Дональд Трамп подписал указ о создании новой системы противоракетной обороны «Железный купол», предназначенной для защиты от баллистических, гиперзвуковых и крылатых ракет. Документом предписано министру обороны Питу Хегсету представить план реализации проекта в течение 60 дней, после подписания документа. Вот уже прошла половина данного срока, а заметной реакции со стороны российского руководства на подобные действия США пока не наблюдается.

Конечно, оптимисты могут утверждать, что российское гиперзвуковое оружие преодолевает существующую ПРО. Однако США близки к завершению разработки аналогичных систем. Через какое-то время у США будет гиперзвуковое оружие и система ПРО, а у Российской Федерации только гиперзвуковое оружие, и устные заверения американских политиков о том, что все это направлено против каких-то террористов, а не России. Как видим, пока преимущество по вопросу стратегических наступательных вооружений у Соединенных Штатов.
Теперь рассмотрим поближе, что из себя должна представлять новая система ПРО «Железный купол»? Согласно указу Дональда Трампа, целью создания данной системы является «защита от угроз, связанных с ракетными атаками, включая новые технологии доставки стратегического оружия». Проект включает разработку космических датчиков и систем перехвата для нейтрализации ракет на этапе их разгона или в активной фазе полета. Создание системы является частью более широкой стратегии по обеспечению безопасности США и сдерживанию возможных агрессоров.
Дональд Трамп подчеркнул, что угроза со стороны стратегических вооружений нового поколения не уменьшилась, а стала более интенсивной, что делает создание такой системы необходимым шагом для защиты граждан и инфраструктуры страны.
Новая система ПРО США будет использовать ряд передовых технологий, направленных на эффективное обнаружение и перехват ракет большой дальности. Вот основные из них:

1. Космические датчики. Спутники, оснащенные оптическими датчиками, будут способны обнаруживать и отслеживать как гиперзвуковые, так и баллистические ракеты, даже в условиях сильных помех.
2. Искусственный интеллект. ИИ будет применяться для анализа данных и оптимизации работы системы ПРО, что позволит повысить скорость реакции на угрозы и улучшить точность перехвата.
3. Новые перехватчики. Перехватчики следующего поколения будут разработаны для замены в существующих системах и смогут эффективно противостоять современным угрозам, включая гиперзвуковые ракеты.
4. Лазерные технологии. Как часть стратегии модернизации ПРО также рассматривается разработка лазерных систем для перехвата ракет на всех стадиях полета.
5. Системы раннего предупреждения. Усовершенствованные радиолокационные системы, такие как AN/FPS-132 и LRDR, будут использоваться для обнаружения запусков ракет на больших расстояниях.
6. Морские и наземные компоненты. Также планируются увеличение числа кораблей с системой «Иджис» и установка дополнительных противоракет на военных базах для повышения общей эффективности ПРО.
В целом, эти технологии направлены на создание многоуровневой системы защиты, способной реагировать на разнообразные угрозы, включая новые типы ракетного оружия, которые развиваются в других странах.
При создании новой системы ПРО также ожидаются значительные финансовые затраты. Основные оценки затрат включают:
Общие затраты на 10 лет
Пентагон готов потратить около 176 миллиардов долларов в течение следующего десятилетия на реализацию различных программ по противоракетной обороне, что на 40% больше, чем ранее прогнозировалось.
Дополнительные расходы
Бюджетное управление Конгресса США оценило, что реализация рекомендаций по ПРО обойдется в дополнительные 50 миллиардов долларов в период до 2029 года.
Конкретные проекты:
- увеличение количества шахтных пусковых установок GMD (Ground-based Midcourse Defense) в Форт-Грили до 100 единиц обойдется в пять миллиардов долларов;
- строительство нового позиционного района GMD с 20 шахтными пусковыми установками оценено в четыре миллиарда долларов, с ежегодными эксплуатационными затратами около 80 миллионов долларов;
- закупка дополнительных батарей THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) может стоить около 800 миллионов долларов за каждую батарею;
- встраивание и интеграция истребителей F-35 в систему ПРО потребует от 15 до 20 миллиардов долларов, которые потребуются для разработки новых ракет-перехватчиков.
Долгосрочные затраты на космические технологии
Создание перехватчиков космического базирования может потребовать от 50 до 400 миллиардов долларов в течение следующих 20 лет.

В целом, создание новой системы ПРО требует значительных инвестиций, и эти цифры могут изменяться в зависимости от развития технологий и предъявляемых требований.
У обычного читателя может возникнуть резонный вопрос: «А какова разница между израильским «Железным куполом» и новой американской системой ПРО, не лучше ли купить готовую у Израиля, может будет дешевле?». Отвечаем, хотя обе системы предназначены для защиты от ракетных угроз, израильский «Железный купол» фокусируется на защите от краткосрочных атак с малой дальностью, тогда как новая американская система ПРО направлена на решение более сложных задач защиты от дальнобойных и высокоскоростных ракет.
Израильский «Железный купол» эффективен в условиях ограниченной территории, где требуется быстрая реакция на короткие дистанции. Система принимает решение о перехвате только в случае угрозы для населения или стратегически важных объектов.
Новая система ПРО США ориентирована на защиту всей страны от более дальнобойных и высокоскоростных ракет. Включает в себя многоуровневую защиту с использованием космических технологий для раннего обнаружения угроз.
Идея создания системы ПРО «Железный купол» для Америки основана на успешной израильской модели, которая доказала свою эффективность в защите от ракетных атак и беспилотников. Однако Дональд Трамп увидел возможность применения этого подхода на более глобальном уровне, предполагая использование космических технологий для их масштабирования. В отличие от ограниченного радиуса действия израильской системы, включение космоса как арены для борьбы с ракетами предполагает размещение мощных систем перехвата на околоземной орбите. В то же время размещение оружия в космосе нарушает международные соглашения. Расширение военного присутствия в космосе может подорвать баланс сил и увеличить напряжённость между великими державами. Например, Китай уже ведет активные исследования в области гиперзвукового оружия и противоспутниковых систем, что ставит под угрозу космическую безопасность.

Также эксперты полагают, что высокая стоимость разработки и размещения космических систем может привести к увеличению военных расходов и ослаблению социальных программ в других областях. Технические возможности для управления такими системами также остаются под вопросом, так как существует риск того, что противник сможет быстро разработать контрмеры к таким угрозам.
В целом, очевидно, что глобальные угрозы безопасности требуют более разумного и скоординированного подхода, учитывающего интересы всех стран. Космос должен оставаться местом для мирного сотрудничества и совместного изучения, что важно не только для текущего времени, но и для будущих поколений. Современные проблемы требуют коллективных усилий для обеспечения международной безопасности и стабильности. Вместо гонки вооружений мир мог бы сосредоточиться на укреплении дипломатических отношений и совместных усилиях по освоению космоса. Вот только захотят ли Соединенные Штаты отказаться от своих существующих планов и как, в конце концов, поступит Российская Федерация?
Николай Тягников
Рекомендуем


