Мулявин настоящий? Посмотрели сериал «За полчаса до весны» и делимся мнением
Буквально на прошлой неделе завершился показ сериала «За полчаса до весны», премьера которого состоялась только через два года после съемок. В центре сюжета — легендарный белорусский ансамбль «Песняры», а точнее его художественный руководитель Владимир Мулявин. Корреспондент «МП» не устоял перед соблазном посмотреть сериал, который снимали в Беларуси, и теперь спешит поделиться своим мнением.
Драма, прописанная жизнью
Будет правильным сразу оговорить, как нужно смотреть проекты в жанре биографии известной личности (по-модному, байопик). Пусть история, описанная в сценарии, строится на реальных событиях, все диалоги и большинство сцен — художественный вымысел. Да, такие моменты, как, например, концерт «Песняров» в колонном зале, действительно имели место быть в жизни. Но вряд ли хоть кому-то из нас удастся передать разговор с другим человеком в деталях. Поэтому не стоит принимать рассказанную в сериале или фильме историю за полнейшую правду. Главная цель сериала «За полчаса до весны», как и других фильмов подобного жанра, — отдать дань памяти великому артисту и напомнить о его культурном наследии.
Проект о Владимире Мулявине примечателен тем, что в его создании участвовала дочь песняра от первого брака Марина Мулявина. И после просмотра создается впечатление, что сериал – ее своеобразная ностальгия по волшебным моментам детства. В нем нет упоминаний о двух других браках Владимира Георгиевича — есть только его история любви с Лидией Кармальской, матерью Марины Владимировны, которая своей трогательностью доводит до слез. Также показаны счастливые моменты, где тогда еще школьница Марина отправляется в тур с коллективом или выходит на сцену после их концерта. Согласитесь, для большинства из нас эти моменты, когда приходишь к родителям на работу, не теряют своего волшебства на протяжении жизни.
Если хотите усилить эффект от просмотра сериала «За полчаса до весны», советую заранее прочитать биографию Владимира Мулявина, чтобы узнать, сколько трагических ударов судьбы ему пришлось перенести. Самый сильный связан со смертью его брата, также участника ансамбля «Песняры» Валерия Мулявина. Признаюсь честно, я об этом никогда не слышала, но вовремя прочитала. От этого смотреть стало только сложнее, но зато лучше чувствуется драматизм, к сожалению, не придуманный для лихо закрученного сюжета, а прописанный жизнью. В сериале любовь и даже некоторая зависимость, вызванная предательством отца, Владимира Мулявина от старшего брата пронесена через все серии. След эта линия оставляет неизгладимый.
Кстати, о том, что «Песняры» ставили целые рок-оперы, я тоже раньше не знала. При просмотре первой серии даже закралось подозрение, вдруг эту ветку придумали исключительно для развития сюжете. Пришлось искать информацию в интернете. И вот если бы я снимала сериал про Мулявина и при изучении его биографии нашла факт о музыкальных спектаклях, наверное, тоже бы ухватилась за него. Это же ведь, получается, сериал еще и образовательную функцию выполнил!
Конечно, полностью сходиться с реальными событиями сериал не может, ведь даже рассказы разных людей об одной и той же ситуации не всегда бывают одинаковыми. Но мне понравилось, что в сериал добавлены некоторые выдуманные сцены, которые помогают лучше раскрыть характер героев. Есть даже персонажи, основанные сразу на нескольких прототипах. Самый яркий – Елена Елисеева, она же Аля. Вероятно, она основана сразу на двух действительно существовавших женщинах: Людмила Исупова (исполняла женскую партию в рок-опере «Песня о доле» в составе «Песняров») и Светлана Слизская (вторая жена Владимира Мулявина, с которым они познакомились в ресторане).
Неожиданно органично
Когда объявили актерский состав сериал, я, признаюсь честно, слегка расстроилась. Какой-то не самый известный Артем Волобуев с совсем неприметной внешностью, из всего актерского состава (имеются в виду исполнители ролей взрослых «Песняров») на слуху только Сергей Годин, сыгравший Леонида Борткевича. Но надо признать, что гримеры и костюмеры отработали на высшем уровне. Возможно, все дело в лысине, внезапно озарившей голову Волобуева, но вряд ли. Актер смог по-настоящему перевоплотиться, да так, что во многих моментах казалось, будто видишь ожившего Мулявина. Что тут говорить, если сама Марина Мулявина отмечала их сходство.
Роль молодого Мулявина досталась Глебу Калюжному, который до этого уже снимался у режиссера Оксаны Барковской в сериале «Новенький». Кстати, оттуда он перешел в новый проект вместе с партнершей Анной Демидовой. Не скажу, что актер прямо в каждом кадре смотрелся органично, но зато отлично передал непосредственность 18-летнего мальчика, который в таком раннем возрасте определился и с призванием, и с будущей женой. А вот Анну Демидову необходимо отметить отдельно. Типаж этой молодой актрисы идеально вписался в образ Лидии Кармальской. Да и как ей подошла эпоха шестидесятых!
Благодаря сериалу «За полчаса до весны» я вынесла оправдательный приговор Анне Банщиковой, сыгравшей ту же Лидию Кармальскую в зрелом возрасте. Недолюбливала ее после «Ищейки», где актриса явно перебарщивает с показушничеством. Но в образ и советской женщины, и любящей жены, и матери она перевоплотилась просто прекрасно. Вот что значит найти свою роль.
На отлично отыграли свои роли экранные родители Владимира и Валерия Мулявина. Сцен с ними было мало, но каждая из них получилась яркой. Лично меня удивил актер Максим Пониматченко, сыгравший роль Владислава Мисевича. Посмотрев его фотографии, поняла, что видела и раньше. Но не представляла, что этот актер может настолько идеально, уже визуально, вписаться в образ песняра. А как ему подошло прозвище «Змей»!
Не хватило в сериале Леонида Борткевича. Это понятно, история не о нем. Но мне показалось, что актер Сергей Годин очень хорошо вписался в образ. И я бы, наверное, была не против спин-оффа (отдельного проекта) с ним в главной роли. Ну а почему бы не создать киновселенную «Песняров»? Как тебе такое, Марвел?
А вот кто бесил на протяжении всех серий с ее появлением — персонаж Елены Елисеевой. Это значит, что актриса Анастасия Ильинская превосходно справилась с ролью. Кстати, на момент съемок девушке был всего 21 год. Похоже, талант.
Картинка также сумела удивить. Оксана Барковская известна как режиссер-документалист. Это заметно в ее сериале «Новенький». Но там излишняя правдоподобность резала слух и глаз, из-за чего лично меня он не затянул. А вот в сериале «За полчаса до весны» кадры в стиле документального кино оказались весьма в тему. Выглядит действительно по-советски. И даже обошлись без приема, когда вставляются ретро-кадры времен СССР, к которому любят прибегать в подобных киноработах.
Но самое главное, что сериал легко заглатывается, буквально в один присест. Четкая сюжетная линия, своевременные вставки-воспоминания, красивая, продуманная картинка с крупными планами героев и отличная актерская игра завлекают в процесс просмотра. Но главное – тут есть нерв, драматическая линия, не оставляющая никого равнодушным. Наплакаться можно вдоволь. А после этого обязательно нужно включить на полную громкость песни «Песняров» и насладиться родной белорусской новой классикой, ставшей уже сегодня культурным наследием нашего народа.