Что ждет авторынок Беларуси

2024 стал годом рекордных продаж новых легковых автомобилей автодилерами Беларуси, когда было реализовано более 49,5 тысяч авто, что в 2,3 раза больше, чем в 2023-м. Этому во многом способствовали доступные процентные ставки по кредиту и лизингу. Показателен тот факт, что количество продаж электромобилей и гибридов увеличилось почти в 10 раз, с 422 в 2023 году до 3621 в 2024-м.
Около 75% всех продаж пришлось на белорусско-китайский бренд Belgee/Geely и российский LADA.
Первый квартал текущего года поначалу обнадеживал, потому что продажи показали чуть ли не двукратное увеличение по сравнению с 2024 годом, но в марте, последнем месяце квартала, если сравнивать с февралем, реализация пошла вниз. Больше всего снизился спрос на электромобили.
В чем же причина мартовского падения? Скорее всего, в изменении условий предоставления потребительских кредитов и приобретения товаров в лизинг. Коммерческие банки начали ограничивать прирост своего портфеля потребительских кредитов, а лизинговые компании в связи с изменениями в законодательстве, запретившем «привязку» условий лизинговых договоров к иностранной валюте, оставили только заключение договоров в национальной валюте, по которым проценты по лизингу изначально были выше, что и привело к оттоку желающих профинансировать покупку автомобиля путем потребительского лизинга.
Исходя из того, что большинство новых автомобилей приобреталось либо в кредит, либо в лизинг, а данные финансовые инструменты стали менее доступны, показатели продаж в марте снизились.

Станет ли снижение мартовских продаж новых автомобилей общим трендом всего текущего года, говорить рано, поскольку дилеры, производители автомобилей и топ-менеджеры лизинговых компаний рассчитывают на корректировки ограничений, что позволит всем желающим приобрести автомобиль кредит и лизинг.
Будут ли расти цены на новые автомобили, тоже открытый вопрос. Они еще не уперлись в потолок, да к тому же в настоящее время наблюдается рост предложения над спросом.
Авторынок будет стремиться адаптироваться к новым условиям как путем развития собственного автопрома, так и дальнейшего усиления позиций китайских производителей. Дополнительным фактором стабилизации рынка может стать расширение модельного ряда BELGEE и дальнейшее сотрудничество с азиатскими автопроизводителями.
Также развитию отечественного авторынка будет способствовать маркетинговая активность дилеров, включающая предложение скидок, подарков, выгодных финансовых условий. Дилеры понимают, что ничто так не влияет на спрос, как доступная цена и комфортные условия сервиса.
Рекомендуем


