Островец стабильности в море энергетики: как Батька угадал с мирным атомом

Пару лет назад вместо подвига ликвидаторов нам показали, как воры и садисты гонят смертников закапывать ЧАЭС песком. А пока станция горит, придурковатые советские дети ловят руками радиоактивные хлопья, а взрослые пьют водку в коммуналках и вешаются.
Так чернуха под видом сериала «Чернобыль» (кстати, снимали советские интерьеры в процветающей Литве) стала агиткой против «Росатома». Но когда снималась эта поделка, в реальности вешались руководители двух крупнейших конкурентов русских на атомном рынке — «Вестингауза» и французской EDF.
По мере того, как в Европе начали продвигать «зеленую повестку», плохо стало всем западным атомщикам. В ЕС их, фактически, выкинули с рынка. Это сегодня Макрон, национализировав полумертвую убыточную EDF, обещает построить во Франции чуть ли не 10 энергоблоков за 20 лет. А вот в сладкие времена до СВО считалось, что коровки своим биогазом, а еще тростник и педали велосипедов помогут европейцам построить энергетическую независимость.
В реальности «зеленая повестка» привела к дикому удорожанию электроэнергии еще на старте, а когда были взорваны «Северные потоки», по надуманным причинам перекрыт «Ямал-Европа» и расстреляна украинская ветка «Уренгой-Помары-Ужгород» в Судже, то ручеек дешевого газа в ЕС (а именно из газа вырабатывается электроэнергия) почти иссяк. Зато до небес взлетела стоимость СПГ.
Продавцы грязного воздуха
Когда 15 лет назад газ только начали возить танкерами из-за океана, считалось, что американский СПГ рентабелен при цене около 240 долларов за тысячу кубов. Сейчас Германия покупает этот и вообще любой другой газ по стоимости примерно в два раза выше, да еще по краткосрочным контрактам. Это значит, что цена, как в песне, в юном месяце апреле взлетает до небес, и промышленность не сможет просчитать собственную рентабельность даже на квартал вперед. Что, конечно, добавляет европейскому бизнесу оптимизма.

Кроме того, как в старой книжке фантаста Беляева, в Европе появились продавцы воздуха. Речь о квотах за чистый воздух, которые в рамках зеленой энергетики теперь платит каждая страна Евросоюза. Например, хитрые поляки вовсю топятся углем — в Польше он дешевый и добывается в советских шахтах, но само топливо экологически грязное.
К примеру, при стоимости квоты на выбросы около 90 евро за тонну, только одна Белхатувская электростанция в Польше ежегодно выбрасывает в атмосферу 30 миллионов тонн CO2. Если перемножить одно на другое, получается под три миллиарда долларов в год — и это только за чистый воздух с одной ТЭЦ.
Все это оплачивает конечный польский потребитель высокими тарифами, и в результате в Польше сегодня самая дорогая электроэнергия, наверно, в мире — если не брать экзотические страны типа Непала.
Поляки при этом плачут: почему же советская власть не построила нам атомную станцию? Про Чернобыль, глядя на цифры в жировках, наши соседи не вспоминают — по опросам, около 60% поляков сейчас считают, что стране все-таки нужна АЭС и что атом безопасен. Хотя еще недавно, когда Батька закладывал Островецкую АЭС, паны шипели, аки змеи, и проводили всякие антиядерные конференции.

К слову, собственный атомный проект в Польше был почти завершен, но Жарновецкую АЭС закрыли в первые годы независимости, как Игналину в Литве. Готовую на 80% станцию с ценным оборудованием разграбили на металл, а реакторы продали финнами и венграм. Конечно же, под предлогом того, что поляки боялись страшного советского атома, но в реальности — польское правительство видело себя не в страшном союзе с Россией (у которой еще, не дай пан Езус, придется 50 лет подряд покупать ТВЭЛы), а в семье народов Евросоюза.
Батька на Островце стабильности
Поэтому вокруг темы атома и 40 лет назад, когда ликвидировали последствия аварии, и 30 лет, когда закрытие атомных объектов было ценой вступления в Евросоюз, и особенно сейчас, когда в мире идет конкуренция за ресурсы — всегда было больше манипуляций, чем здравого смысла.
Ярким примером здесь является все та же Польше, которая при прошлой власти в 2022-м вдруг захотела вернуть себе атомную программу. Правительство «Права и справедливости» пошло вопреки «зеленой повестке» ЕС и договорилось с американским «Вестингаузом». Надув щеки, определили площадки и уже посчитали прибыли — но буквально через год власть слетела на выборах, и теперь под руководством Туска поляки снова строят «зеленую» (а по факту — угольную) энергетику.
При этом в Польше старая советская энергосистема, которая требует модернизации, а еще к 2030-му году ожидается огромный дефицит электроэнергии, примерно 8-10 тысяч мегаватт. Чтобы его покрыть, нужно было еще в 2020-м начинать строить 5-6 энергоблоков АЭС, однако воз и ныне там. Так что скоро в Беларусь поляки будут не только приезжать за соляркой, но и заряжать электромобили.
Белорусы же волевым решением Батьки на российский кредит построили Островецкую АЭС, которая сегодня дает стране профицит электроэнергии — хочешь, освещай проспекты, а хочешь — заряжай электробусы и отапливай новенькие многоэтажки. Более того, на Островец сейчас положили глаз китайские и американские компании, связанные с майнингом — им всем необходима дешевая электроэнергия для криптовалют, и знающие люди говорят, что гонцы от Трампа обсуждали эти вещи с нами и русскими.

А вот западные атомщики буквально ползают по миру в обносках и просят купить у них АЭС, как в анекдоте — кирпич. Последние такие предложения поступали богатейшим странам — Узбекистану и Армении — причем американская «Вестингауз» обещала построить станцию даже бесплатно, с учетом местной специфики, но потом привязать стоимость генерации к доллару и оплачивать проект из тарифов для населения.
Сразу скажем, что при таком механизме любая АЭС будет золотой, особенно в не сильно богатой Центральной Азии и на Южном Кавказе. Но еще больше вопросов вызывает американская политика, когда завтра против вас введут санкции, потому что вы не той рукой ковыряетесь в носу, и перестанут продавать кассеты с топливом «Вестингауз», пока не поменяется правительство в стране. А пока суд да дело, на вашей прекрасной станции можно будет разве что снимать кино, только уже не про Чернобыль, а про Фукусиму и Три-Майл-Айлэнд, две крупнейшие западные аварии, о которых даже дешевого хоррора пока не снято.
Заработать на армянах и узбеках барыши так и не удалось — узбекский контракт перехватил «Росатом», «Вестингауз» был обанкрочен и несколько раз перекуплен, а французы свой атомный холдинг национализировали, чтобы рассчитаться с кредиторами, и подняли тарифы на электроэнергию для населения.

Поэтому все идет к тому, что мировым лидером в ядерных технологиях в обозримом будущем останется один «Росатом», который уже сейчас контролирует под 80% рынка ядерного строительства. И что бы там ни изобретал Макрон, самое главное, у конкурентов нет своей школы и кадров, чтобы развивать отрасль.
P.S.
Другой вопрос, что кто старое забудет — тому два глаза вон. За прогресс в атомной сфере по факту заплатила белорусская республика — и хотя современные реакторы лишены недостатков чернобыльского РБМК, но ущерб от аварии в долларовом выражении для страны составил более 200 миллиардов, не считая букета последствий, которых никаким долларом не измеришь.
Но история, увы, и здесь никого ничему не учит: в ходе военного конфликта АЭС объявлены Украиной чуть ли не законными целями, а «грязная бомба» вместе с Чернобыльской станцией вернулась в фокус СМИ буквально с первых дней СВО. Вывод здесь только один: все определяет человеческий фактор — и в эксплуатации атома, и в политике, и в разборках сильных мира сего.
Рекомендуем


