Меню

Пасха для регионов. Беларусь выбирает свой путь

Пасха для регионов. Беларусь выбирает свой путь
Фото: архив МП, пресс-служба Президента

 Общество оценивается по отношению к детям, женщинам, пожилым людям. А государство и к людям, и к территориям. Среди множества стран и территорий Беларусь выделяется двумя уникальными направлениями: государственной концепцией поддержки деторождения и политикой всеобъемлющего развития всех территорий страны.  Государству выгодней стягивать людей в большие города: экономия на коммуникациях, возведении дорог, магазинов, социальных объектов. Человейники выгодны и всяким западным советам по инклюзивному капитализму: прослойке финансистов в паре с фабрикантами смыслов, которые не баллотируются в президенты, но принимают всякие решения. В перегруженных городах человеком легче управлять. Мизер — парков, дефицит — деревьев, везде шум рекламы и пестрых картинок про идеальную жизнь.  Выход в альтернативной реальности — в метовселенной ты можешь быть правитель, но сам в итог раб цифры. Это мир западных смыслов и решений.

Космос сельской силы 

Есть другой вариант — белорусский.  Комфортная среда жизни для людей. Заметьте, чопорные британцы — элита мирового населения — не тыкают свои города небоскребами. Столица, городки, предместья. Вот так выглядит образцовая страна для жизни. Наша Беларусь.

А ведь облик нашей страны мог быть совсем другим. Покосившиеся заборы, заросшие поля, неухоженные могилы предков. А дети, внуки тружеников подались в коучи, менеджеры, а в итоге, не покорив лестницу турбо-взлета, пошли бы в разносчики пиццы или официанты в ресторанах быстро питания. Или еще того хуже: разнорабочими в странах Европы, теша свое эго: «я ж свободен».

 У нас живет деревня. Кончено, и у нас не без забытых хат, неухоженных могил и поросших кустарником полей. Но это исключения, которые подтверждают правила сельского развития страны, и мировую деградацию западного общества. Космополитизм замещает в нас чувство родины. Бывали случаи, когда ради турне к заморскому пляжу люди добротные дедовские дома продавали. Ну кто-то же покупал! И покупает. В нашем обществе не прервана нить связи с землей. Национальный мыслитель и идеолог белорусского космоса — модели мировоззрения— сказал четко и емко — «Зямля — аснова ўсёй айчыне».

Это наше белорусское, и это политика государства — не отказаться, не запустить землю. Именно в этом созвучии и симбиозе общественного и институционального — крепкая основа нашей страны. В современном мире редкое явление, когда государственная политика отражает и формирует чаяния общества. А уважительное отношение к деревне — позиция консолидированная. «Не отрываться от земли» — это как раз про это. Не забыть соловьиные трели и как пахать почву.

А ведь от сельской местной на заре современной государственности государству предлагали отказаться, как от убыточного актива. Только что бы сейчас ели, особенно в условиях санкций. Тотальная фермеролизация страны породила бы расслоение общества и урбанистическую пропасть между селом и городом. А теперь только и слышно похвальбу туристов в адрес и ассортимента, а главное, качества белорусских продуктов.                

Но деревня — это не столько и не только про экономику.  Деревня — это еще и уникальная территория на цивилизационном поле. Мы ее сохранили в отличии от большинства соседей и европейских стран. А ветхие хаты — уберем, земли — распашем. На это ориентирует Президент, для этого пятилетка качества и год благоустройства.                                  

Причесать восточную косу  

Даже нацисты с их европейской педантичностью и большими да малыми планами «Ост» не смогли превратить деревню в пепел. Мы восстали.  В советское время было еще пару всплесков «сельской весны», в том числе в 80-е, когда сельские поселки старались приблизить к городским удобствам. Но это были колоссальные возможности советского бюджета.

Вернуть веску к жизни, похороненную под обломками экономического и общественного краха, Беларуси удалось в конце 90-х. Появилось новое территориальное понятие «агрогородки». Село зажило. Новые дома, дороги, яркий соцкультбыт, газовое отопление…

С годами запросы у общества выросли, а потенциал с одной стороны между столицей, а с другой — агрогородками и райцентрами увеличился. Но тенденция преломлена. Общество взрослеет и тяготеет вместо квартир и проспектов к домам усадебного типа и природным пейзажам. Но чтобы в регионы ехали не только на пенсии, а связывали с малой родиной свою жизнь.

Но для этого надо поднять жизнь на новый качественный уровень. Превратить сельские территории в предместья для жизни. Перезагрузить провинцию, тем самым спасая столицу и областные центры от перегрузки.

«Надо взять и прекратить эту бездумную стройку и стягивать людей в крупные города», — подчеркнул глава государства.

 Пасхальная поездка Президента на малую родину была не только праздничной и точно не праздной. На примерах обсудили, каким быть агрогородкам, а затем — райцентрам.

 «Посмотрим, как поселки городского типа приводят в порядок. Чего не хватает — обсудим, примем меры. Но не шутите с огнем, много говорим, но не все делаем», — подчеркнул Президент.

Геополитические проблемы питают внутренне неустройство. В Беларуси намного лучше, чем у всех соседей, нами восхищаются туристы, к нам переезжают жить люди из самых богатых стран Европы. Но это и расслабляет. С одной стороны, Президент дает поручения, как надо делать, с другой — вынужден инспектировать исполнение. По-научному это называют контролинг управленческой деятельности. И его он начал с малой родины. Копысь — место рождение Александра Лукашенко.

Копысь — это прототип «деревни будущего» из одноименной госпрограммы. Именно это поселок должен стать образцом. Для того чтобы стать лучше — впереди пятилетка качества и год благоустройства, но начинать надо было уже «вчера».

Итак, небольшие производства и жилье. Эту тему Президент обсуждал в течении всей поездки. Алгоритм прост. Если человек хочет строиться — нельзя ему мешать. Вот и строительные нормы постоянно стараются оптимизировать. 

«Вообще нам надо серьезно перестроиться — и в области, во всех областях, и в стране и строить только по заказу жилье. А люди что хотят, то строят — за свой счет. Мы мешать им не должны, тем более в таких поселках», — сказал Президент.

Есть другой вариант — арендное жилье от предприятия. Столичного или регионального. Сельскому и лесному хозяйству нужны кадры. Их закреплять Президент предлагает арендным жильем с правом выкупа. Десять лет контракт — и пожалуйста: «Руководитель приглашает и говорит: вот цена. Но ему же надо, чтобы люди работали здесь. «Работать здесь думаешь?» — «Думаю». Это главное — работать дальше здесь, и цена. Платишь деньги, работаешь, подписываешь договор, нет — до свидания. Что тут плохого? Пускай покупает человек дом, а мы за эти деньги еще один построим», — добавил Александр Лукашенко.

Пекарни, сырные цеха, деревообработка. Уютные места работы и уникальные продукты: хенд мейд. Действительно вся страна переходит от масс-маркета на новый уровень качества жизни. Ее паттернами являются свой дом и свой хлеб — нарративы батьки.

На следующий день речь пошла об облике региональных городов.  В Шклове, как в зеркале, должен отразится вид среднего райцентра. Почти год назад вместе с развитием АПК рассмотрели и развитие региона. Но на этот раз Президент совещание провел на открытом воздухе, и на местах больших строек малого города. Здесь каждое здание известно Александру Лукашенко. Этот тезис объясняет, почему новый этап развития регионов начинается именно отсюда. Как и эпоха создания аграгородков. А еще Шкловский район и по населению, и по территории является типичным для всей страны. Население около 25 тысяч человек. «Почему начинаем со Шкловского района реанимацию, восстановление — потому что я знаю здесь каждый метр. Вся страна будет копировать этот опыт. Не может район развиваться без этой базы», — лично объяснил белорусский лидер.

Фундамент — производство, основа производства в небольших районах — предприятия переработки и сервиса. Эта инспекция — это не какое-то оперативное решение, продолжение не только посылов предыдущих дней, а в целом реализация стратегии развития всех белорусских регионов и этого анклава. Глава государства говорил неоднократно: райагросервис, комбикормовый завод, молочный и хлебные цеха.

 Учитывая климат, вегетационный период и балл пашни для восточных регионов страны — оптимальное решение — животноводство. А молоко у коровы на языке. Залог качественных кормов, это модернизация комбикормового производства. И новый завод по переработке молока.  По 300 литров в сутки.  Причем Александр Лукашенко ориентирует и на благоустройство новых объектов.    

Неплохо было бы еще и культурную уникальность монетизировать. Например, Копысь — гончарная столица еще со времен Древней Руси. Управделами из успешного мелкого производства здесь собирается масштабировать до промышленных объемов.

Впереди разбор полетов в Витебской области. Каждый вопиющий факт — на столе Президента. Здешний регион называют восточной косой. Образ создан, а вот теперь надо его ещё и причесать.

Падеж — не выровнять, регионы от соски — отучить  

Традиционно в эти дни в Беларуси вспоминают о чернобыльских регионах. С момента ошибок, допущенных не нами и не нашей территории, прошло уже 40 лет, но название осталось, и политика поддержки тоже. «Беда коснулась Беларуси и белорусского народа больше, чем кого-либо», — обратил внимание Александр Лукашенко.

В итоге пострадала Гомельская область, восточная часть Брестской. Опыта преодоления такого рода катастроф в мире не существовало. Последствия Великой Отечественной войны, затем чернобыльская трагедия. До прихода к власти эти регионы власти объезжали, воротили нос, да и в целом страну превращали в политический и экономический Чернобыль, а наших людей —в убогих  просителей и потребителей гуманитарий помощи  с барских плеч европейцев.  Такими легче было руководить, и такое общество легче было интегрировать в «серую зону» геополитического влияния.

Это был «чарнобыльски шлях» на Куропаты. Но пошли дорогой к жизни. К жизни, к Пасхе. Это был настоящий исход нас от безнадеги. А заметнее всего это проявилось в политике по отношению к этим регионам. «Я это хорошо помню. Будучи еще депутатом, я выезжал в эти районы, интересовался, что там происходило. Десять лет неразберихи. Кого-то отселяли, переселяли, что-то строили, делали. Потом мы опомнились, взялись за голову и поняли, что для белорусов другой земли не будет и другой страны тоже не будет. Надо думать, как жить в Беларуси, в том числе на этих землях. Был принят ряд программ, мы их называли «чернобыльские программы», — сказал Александр Лукашенко.

Во Дворце Независимости на видном месте висит фотография посиделок первого с местными жителями. Вот так дружба и завязалась. Людей не бросил, провинция — расцвела. Но пора принимать новые решения: и по землям, и по поддержке. «Сегодня мы можем сделать определенные выводы. Если бы мы этой проблемой не занимались или, еще хуже, занимались бы так, как в первые десять лет, то Беларуси вообще бы уже не существовало. Все бы куда-то побежали, разбежались и так далее», — обратил внимание Президент.

Поручено серьезно проанализировать вопросы отнесения территорий к категории пострадавших или загрязненных и решить, насколько это целесообразно в нынешних условиях с учетом всех предпринятых мер.

До сих пор звучат цифры 40-летней давности. На устранение последствий аварии вложили 20 миллиардов долларов. Конечно, у тех, кто ждет льгот — сознание не государственного масштаба. Помогать, но не культивировать иждивенчество. Вот посыл власти. «Чем мы можем там помочь, если это надо? Если не надо, значит, никто туда влазить не будет. Надо отучать наших людей от этой, как в народе говорят, соски, особенно в восточных регионах, в том числе (а может, и прежде всего) в Гомельской области. Надо жить по средствам и зарабатывать деньги самим, — поставил задачу Александр Лукашенко. — Еще раз подчеркиваю: не будем мы раздавать никому деньги. Надо Крупко (председателю Гомельского облисполкома) там что-то построить, будем ему помогать».

Финансируются направления, связанные с восстановлением земель, мелиорацией. Растут объемы производства продукции в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике — на 40% в 2024 году по сравнению с 2023-м. Здесь производят широкий спектр продукции: от меда до заготовки лесопродукции, на которую есть спрос среди населения, развивается туристическая деятельность.

Деньги надо считать и относится к ним как к инвестициям. А инвестиции идут под проекты, которые приносят дивиденды. Но это, что называется, уже второй этап ответственности за полученные средства.  Первый — соблюдение элементарных правил технологий. Президент во время рабочей поездки на Восток не только раздал поручения, но и вник во многие факты и детали.

 Периодически инспекторские поездка по малой родины заканчивается кадровыми оргвыводами. За провалы в развитии Оршанского региона в отставку ушло Правительство Андрея Кобякова, а через полгода в марте 2019 за скотское отношение к животноводству уволены топ-чиновники и управленческий истеблишмент Шкловского района. Сейчас в этом регионе Шклов-Орша научились хозяйствовать, но без корректировок президента не могут обойтись. И не только в животноводстве.  

В качестве примера он привел посещение в Копыси сыродельного производства, незапланированное, и там главу государства не ждали, а он все-так же вникает в процесс: «10-15 лет тому назад построили, хорошее предприятие и оборудование современное. Бери молоко, перерабатывай, сыры продавай. Вон в России с руками, с ногами —зарабатывайте деньги. Так они ж мне в открытую врут. Спрашиваю, а сколько можете переработать? — 200 тонн. А перерабатывает 60. Да ничего подобного! Там были жуликоватые схемы. Не 60 переработают там, а две тонны в сутки. А остальное молоко, что получали, перепродавали и на этом зарабатывали. Это как называется? Ну это мы в ближайшее время разберемся».

 Второй момент — скотское отношение к телятам. Есть вопиющие случаи. «Вы знаете, Александр Григорьевич, вы не волнуйтесь, мы к середине года показатели по падежу выровняем.  Слушайте, я деревенский мужик, работал в сельском хозяйстве. Я не понимаю: если теленок пал, как можно его выровнять? Мне не понятно, как выровняете эти показатели. Мне ж не показатели, Иван Иванович, нужны. Мне нужен живой скот», — резюмировал Первый. Может быть, именно бережливое отношение к телятам поможет регионам отучится «от соски». А там уже и до нового витка развития сельских территорий будет ближе.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59