Арабы отказали Зеленскому. Что скажет Африка Кулебе?
Не так давно президент Украины совершил визит в Саудовскую Аравию, где проходил саммит Лиги арабских государств, на котором Зеленский всеми силами пытался убедить участников принять сторону Киева в украинско-российском конфликте. Сделать это ему не удалось, и большинство арабских государств заявили о своей твердой приверженности нейтралитету.
Власти Украины обратили внимание на Ближний Восток, Латинскую Америку и «черный континент» после того, когда им стало ясно, что там отношение к украинско-российскому конфликту далеко не такое однозначное, как на Западе. Африка в большинстве своем при голосовании в ООН обозначила свой нейтралитет. Имея намерение изменить ситуацию в пользу Украины, Зеленский после восьмилетнего перерыва, прошлым летом, реанимировал пост специального представителя по Африке и Ближнему Востоку в МИД своей страны. Все, вроде, логично, ведь международные отношения уже замыкаются не только на США, Евросоюзе и НАТО. Важными игроками на поле становятся, в том числе, и государства Африки. Континент населяет более миллиарда человек, а экономика динамично развивается, показывая уверенный рост. Нельзя также забывать и о том, что на материке более 50 государств-членов ООН и большинство из них заявили о нейтралитете в украинско-российском конфликте.
Наращивание дипломатического и экономического присутствия в Африке могло бы принести Украине некоторые преимущества, связанные с поддержкой военной экономики.
Сейчас глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба совершает турне по Африке, желая таким образом привлечь как можно больше государств к практической реализации формулы мира Зеленского, заручиться поддержкой для реализации условий «зерновой сделки» и создания условий, благоприятных для деятельности в регионе украинского бизнеса. Надо сказать, что решение поставленных задач не представляется легким, поскольку шесть африканских государств выдвинули свою собственную формулу мира, а их делегация будет принята как в Москве, так и в Киеве. Также Африка формально придерживается нейтралитета, но большинство государств континента откровенно симпатизирует России.
Изначально не разглашалось, какие именно государства планирует посетить глава украинской дипломатии, но поскольку в октябре прошлого года он уже побывал в Сенегале, Кении, Гане и Кот-д’Ивуаре, можно утверждать, что на сей раз туда его нога не ступит.
22 мая стало известно, что Кулеба находился в Марокко, где встречался с коллегой Насером Буритой. Украинскому гостю здесь дали понять, что прилетел он в Рабат зря: марокканский коллега сразу же заявил, что его страна «имеет хорошие отношения как с Россией, так и с Украиной и настаивает на мирном решении конфликта».
Где был украинский министр и что он делал предыдущие двое суток, неизвестно, но сегодня ранним утром прошла информация о его речи, произнесенной в столице Эфиопии Аддис-Абебе. Он сказал, что Украина «очень расстроена тем, что некоторые африканские страны решили воздержаться» от осуждения российской спецоперации, в очередной раз призвав государства Африки оказать Украине дипломатическую поддержку.
Предполагается, что в ближайшее время Кулеба посетит Руанду, а затем, если верить украинским информационным агентствам, отправится в Кению, Танзанию и Нигерию.
Государства для турне выбраны Киевом не случайно: Марокко, например, — первое государство Африки, которое начало поставки оружия Украине, если считать таковым два десятка списанных танков Т-72Б, отремонтированных в Чехии и поставленных под давлением Евросоюза и США. Остальные государства, находящиеся южнее Сахары, прочно находятся под экономическим и политическим влиянием России, а Украина контактировала с ними эпизодически. Последняя имеет в Африке только 10 посольств, половина из которых на севере континента.
В декабре прошлого года Зеленский заявил об открытии еще десяти посольств в Африке.
Пока Кулеба ожидает своего вылета в Руанду, российский министр иностранных дел в начале июня также планирует посетить Африку, а в июле в Москве пройдет масштабный саммит «Россия — Африка». Африканский континент стал настоящим полем дипломатической битвы между Украиной и Россией, победитель которой очевиден.