США готовят подарок к Дню независимости Грузии

США никак не могут определиться в отношении Грузии. Вводить или не вводить санкции? 6 мая в нижней палате Конгресса приняли закон «О дружбе», который называется «MEGOBARI Act, где конгрессмены требуют санкций в отношении правительства Грузии. Дружить санкциями — это явно что-то новое в дипломатии. Однако госсекретарь США Марко Рубио не спешит.
На слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса он заявил, что ведомство еще лишь изучает возможные варианты мер против руководства Грузии. «Мы рассмотрим этот вопрос и решим, соответствует ли нашим национальным интересам наличие антиамериканской власти, управляющей важной частью мира, и, если нет, то примем соответствующие меры», — сообщил Рубио.

Формулировка ответа убийственная: оказывается, даже если власть антиамериканская, она тоже может соответствовать интересам США? Госсекретарь не может оспаривать решение Конгресса, так как те прямо в акте прописали, что законно избранная власть в Тбилиси является антиамериканской. Законы там зачастую пишут и принимают лоббисты, большинство проголосовавших конгрессменов даже представления не имеет, за что голосуют. Они могли даже не знать, где находится эта Грузия, и не интересуются, что там происходит.
Предыдущая грузинская власть с прихода Саакашвили очень тесно сотрудничала с американскими лоббистами, особенно после того, как в 2008 году США использовали Грузию против России. Так называемый MEGOBARI Act (закон о дружбе) был внесен в Палату представителей еще в мае 2024 года. Документ предписывал президенту США ввести санкции против руководства «Грузинской мечты» за «откат демократии», «отказ от евроинтеграции» и «сотрудничество с Китаем».
Напомним, парламентские выборы в Грузии прошли только 26 октября 2024 года. И только после них правительство приостановило участие в переговорах по евроинтеграции. Хотя законопроект вносил республиканец Джо Уилсон, за ним очевидны уши Демпартии, которая склоняла Грузию вступить в войну с Россией на стороне Украины и с почтением относиться к ЛГБТ. Лоббистам очевидно потребовалось больше года, чтобы протолкнуть нужный заказчику законопроект, написанный еще под предыдущую администрацию в Белом доме. Явно, они когда писали, даже не предполагали, что президентом станет Дональд Трамп, а не Камала Харрис.
Но теперь, когда закон почти принят, перед президентом США стоит выбор: пойти против Конгресса или ввести требуемые санкции. Какие именно и против кого конкретно, остается на усмотрение Белого дома, но важен сам факт санкций для заказчика. Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе уже назвал этот акт «враждебным вмешательством во внутренние дела страны» и попыткой «дестабилизировать Грузию в интересах радикальной оппозиции».

Он до последнего надеется, что Белый дом откажется от антигрузинских санкций. Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе обращался к Дональду Трампу и вице-президенту США Джей Ди Вэнсу, однако Белый дом хранил молчание. Судя по уклончивому ответу госсекретаря в Конгрессе, они еще не обсуждали тему Грузии. Команда Трампа поначалу послала совершенно иной сигнал грузинским властям через Венгрию, чем Конгресс, когда это было на повестке. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан приехал в Грузию на третий день после выборов.
Все ожидали, что и Трамп поддержит «Грузинскую мечту». Но тот тогда был только избранным, а не полноправным президентом США, чтобы лично поздравлять «Грузинскую мечту» с победой на выборах и навсегда закрыть вопрос с признанием их результатов. Вторая проблема в том, что Грузия для Штатов не была актуальной и приоритетной повесткой долгое время. Пока не был принят этот Акт, страну просто упустили из виду.
У «Грузинской мечты» нет таких давних связей с лоббистами в США, какие есть у оппозиционных партий, чтобы повлиять на решение Конгресса или получить фотосессию с Трампом. В свою очередь, США нет дела до страны, которая не в заголовках СМИ. Поймет ли Белый дом, что его тупо подставляют этим актом, или выдаст санкции «на отцепись» — зависит теперь только от наблюдательности Марко Рубио, который сам захотел во всем разобраться.

Демпартия тратила миллионы долларов через посольство США в Тбилиси и скомпрометировавший себя фонд USAID на дестабилизацию в Грузии, но у них ничего не вышло. Страна живет и развивается, сохранив суверенитет, не стала разменной пешкой в чужой игре. С точки зрения Трамповского движения Make America Great Again (MAGA), ничего такого антиамериканского грузинское правительство не сделало. Ну, подумаешь, Европу чуть послали, запретили у себя пропаганду нетрадиционных ценностей — Трамп сегодня делает то же самое, и это демократично. Разве что за своих иноагентов может быть чуток обидно.
Но так как США пока не собираются никому больше платить за лояльность за рубежом, эти иноагенты даже под закон не попадают, так как Госдепартамент пока всех уволил. В силу санкций США против правительства Грузии не верит даже грузинская оппозиция — они не окажут серьезного влияния на действия властей. Но зададут тон в грузино-американских отношениях, и потому Марко Рубио открыто сомневается перед Конгрессом: будут ли санкции в интересах США?
Кто-то открыто сегодня пытается манипулировать Белым домом, используя все инструменты. Казалось бы, совершенно мелкая деталь: из Молдовы в США 22 мая экстрадирован Михаил Чхиквишвили, обвиняемый в подготовке теракта и подстрекательстве к убийствам из ненависти. По данным американских правоохранительных органов, он является лидером радикальной группы Maniac Murder Cult — сторонников расового превосходства.
Задержан 21-летний уроженец Тбилиси в Молдове еще год назад, в июле 2024 года, по запросу американского суда, но передан только сейчас, когда Сенат должен утвердить Акт «дружбы» с Грузией. В суде Бруклина (штат Нью-Йорк) началось слушание дела против гражданина Грузии, которому в совокупности грозит 50 лет тюрьмы. Это будет из разряда громких дел, к которым привлечено внимание прессы — его уже назвали «Командир Мясник» из Тбилиси. СМИ создают образ «страшного грузина» с вполне определенной целью, хотя, по сути, человек вел свой блог в Telegram и рассылал всем угрозы.
Никого не удивит, если адвокаты докажут потом его невменяемость. Но именно сейчас нужен громкий скандал на грузинскую тему. Власти Грузии не раз заявляли о необходимости перезагрузки отношений с США после прихода администрации Трампа, но посольство США в Грузии очевидно все саботирует. Только в марте посол встретилась с министром иностранных дел страны, до этого общаясь только с оппозицией и бывшим президентом, отстраненным в декабре.
Все дело в том, что посол Робин Данниган работает в Тбилиси с 2023 года, когда за назначение отвечали в Госдепартаменте демократы. Марко Рубио трудно сделать вывод, что же там на самом деле происходит в Грузии, когда его преднамеренно вводят в заблуждение сотрудники собственного ведомства. Посольство США в Грузии, и в частности посол Робин Данниган, по мнению грузинских властей, работает против Грузии, на революционный сценарий свержения власти «Грузинской мечты».
Председатель парламентского комитета по юридическим вопросам Арчил Гордуладзе и вовсе возлагает всю ответственность за «испорченные отношения» его страны с Америкой на прежнюю президентскую администрацию Джо Байдена. Партнерство Грузии с рядом западных стран ухудшилось после принятия законов «О прозрачности иностранного влияния» и «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних». Брюссель воспринял это все, конечно же, в штыки. Запад обвиняет теперь власти Грузии в откате демократии и антизападной риторике, хотя, по сути, это лишь стремление сохранить суверенитет.

И это стремление не следовать либеральным догмам должно быть очевидным для новой власти США. Пусть посмотрят, за что при Байдене уже ввели финансовые санкции против Бидзины Иванишвили, почетного председателя правящей партии «Грузинская мечта». Пять стран ЕС, США, Великобритания и Украина ввели визовые санкции против более 300 представителей грузинской власти. Если в Белом доме перед тем, как принимать решение по Грузии, посмотрят на список уже ранее введенных против страны санкций, возможно, обратят внимание, что у Грузии и Трампа — общие враги.
Может, стоит меньше доверять посольству? Вполне может случиться, что авторы MEGOBARI Act попыткой оказать давление на Марко Рубио вынудили его принять достойное решение по Грузии. До этого Белый дом не видел необходимости отвлекаться от более актуальных вопросов на страну, с которой почти нет торгово-экономических связей.
Товарооборот между Грузией и США в 2024 году составил 2,1 млрд долларов. Из них доля американского импорта превышает 2 млрд $, а экспорт в США — всего 141 млн $. Трампу, следуя его логике «правильных торговых отношений» стран с Соединенными Штатами, совершенно не за что их наказывать. Грузия более американская, чем все страны ЕС, Канада и Мексика. Их, наоборот, поощрить нужно, а не вводить против страны санкции. Так что посмотрим еще, что для Грузии приготовит Белый дом к Дню независимости в понедельник, 26 мая. Телеграмму с искренними поздравлениями от президента США грузинскому народу или пакет незаслуженных санкций членам правительства, как того требует Конгресс?
Рекомендуем


