Меню

Артисты Большого театра рассказали об опен-эйрах в Радзивиловском и спонсорстве Лукашенко

Артисты Большого театра рассказали об опен-эйрах в Радзивиловском и спонсорстве Лукашенко
Фото: автора

Санкции, спецоперация на Украине, ковидные ограничения. Почва для совершенствования и развития культуры в Беларуси не самая благоприятная. Тем не менее, даже в таких острых условиях Большой театр Беларуси не просто продолжает работу, а успешно открывает новые площадки, расширяя географию стран. Немалая роль в достижениях Большого театра принадлежит и главе государства. Благодаря спонсорской поддержке Александра Лукашенко театр воплощает в жизнь самые смелые идеи. Однако материальная составляющая — лишь одно из нескольких звеньев на пути к успеху. Основная ответственность всегда — на плечах людей. Бриллианты Большого театра дали эксклюзивное интервью «Минской правде» прямо на площадке Радзивиловского замка в Несвиже.

Проект Татьяны Третьяк «Край прыгожых людзей» реализован при поддержке гранта Президента Беларуси. Произведения проекта уже прозвучали на площадке музея Клеофаса Огинского в Залесье, музеях Новогрудка и Несвижа и даже за пределами Беларуси — в Москве. Заслуженная артистка Беларуси рассказала, почему именно ее идею оценил сам белорусский глава.

— Татьяна, расскажите про свой проект более детально. В целом, насколько поддержка государства для артистов Большого театра ощутима?

— Поддержка государства, в первую очередь, сама по себе много значит. Приятно, что Президент следит за тем, что происходит в разных сферах нашей страны, в том числе и в сфере культуры. И этот грант не единственный. У нас было выделено десять грантов в области культуры. Конечно, это очень почетно. Я посмотрела список людей, которые получали гранты в разных сферах. Это и ученые, и строители, и люди, связанные с культурой. В первую очередь, важно само осознание того факта, что само государство и наш Президент уделяет этому внимание.

— Как получилось так, что именно вы заручились президентской поддержкой?

— Можно сказать, что звезды сошлись. Каждый год я, как руководитель, старалась показывать в замке Радзивиллов новую программу. А прошлым летом я задумалась над тем, что как-то несправедливо осталась без внимания именно белорусская музыка, ведь мы уже показали все, что можно было показать, начиная с советских песен, заканчивая классической музыкой. И я осознала, что белорусская музыка вообще у нас представлена не была и это надо было срочно менять. И все получилось.

— Расскажите об этапах воплощения проекта, который проспонсировал белорусский глава? Как это было?

— Конечно, основная часть работы выполнена. Но она все еще не закончена и продолжается. Грант Президента — проект довольно долгоиграющий. Предполагается, что в течение года мы показываем концертную программу. Разумеется, мы ее готовим и показываем. В процессе реализации проекта я столкнулась с тем, что нашлось много замечательных произведений, которые просто физически невозможно было вместить в формат одного концерта. Например, то, что мы показали в Несвиже — это всего лишь часть той большой программы, которую мы показывали в театре. А в формате проекта все это стало возможным.

— Есть ли у артистов свои уникальные ритуалы, секреты перед сценой?

— Конечно, у каждого артиста они будут свои. Я не думаю, что все будут гореть желанием рассказать про свои внутренние тайны, секреты. У каждого артиста вырабатывается свой порядок. Я бы, наверное, сказала, что это свой распорядок дня, подготовки. Но жизнь артиста иногда настолько непредсказуема, поэтому должен быть в первую очередь позитивный настрой и желание нести радость и счастье людям. Это — главное.

В прошлом году грант на реализацию проекта «Белорусские премьеры» получил обладатель медали Франциска Скорины Дмитрий Шабетя. Артист рассказал информагентству о значимости господдержки для воплощения задуманного.

— Насколько для артиста ощутима поддержка государства, Президента?

— Поддержка Президента, безусловна, очень важна. Театр, по сути, структура государственная и наполовину зависит от финансирования государства. Мы действуем на взаимовыгодных условиях друг другу, я считаю так.

— Что поменялось в Большом театре за последние годы?

— Я работаю в Большом театре всего лишь четыре года. Но для меня неизменным остается то, что Большой театр — это гарант качества. Большой театр — единственный у нас в стране. Он самый красивый и это то самое место, которое точно стоит посетить. В моем случае изменилось только то, что из раза в раз добавляются все новые и новые партии, а это всегда очень приятно.

— Есть ли у вас какие-то секреты перед выступлением?

— Нет определенных секретов. Главное — это всегда хорошее настроение перед выступлением. По возможности — встреча с друзьями. На моем выступлении, считаю, что все это было. До этого я встретился с друзьями — Андреем Селютиным, Марией Галкиной, Екатериной Михновец. Чудесная компания.

— Насколько отличаются по энергетике выступления в Большом театре и в Несвижском замке?

— Артисту всегда полезно менять площадку, на которой он выступает. И не важно, какая она на самом деле будет. Главное — нести искусство в массы. Поэтому любая площадка для артиста — это большой праздник и большая радость. А площадка в Несвиже — это вдвойне большое удовольствие.

Народная артистка и лауреат Государственной премии Беларуси Анастасия Москвина считает, что даже кризисные для сферы культуры обстоятельства стали для Большого театра самыми настоящими точками роста.

— Анастасия, с момента введения санкций, что поменялось в работе артистов театра? Стали ли вы больше гастролировать внутри страны, либо открыли для себя новые площадки?

— Ситуация, которая сейчас вокруг нас происходит — сложная. Это и санкции, и военная спецоперация на Украине, ковидные ограничения — это не самые лучше условия для развития и работы нашего театра. Но я могу сказать, что любая ситуация всегда дается нам для чего-то. Эта ситуация нам дана для того, чтобы к нам пришел другой зритель, и мы поехали в другие места на гастроли. Сейчас для нас открыта вся Россия, открыты Казахстан, Китай, страны Востока. На самом деле сейчас мы можем поехать в том направлении, в котором раньше не выезжали. Сейчас наша балетная группа успешно гастролировала в России. Также в этом году, в прошлом сезоне, у нас были гастроли в Большом театре Москвы. А ведь белорусская опера до этого давно не звучала в российской столице, потому успех был ошеломляющим. И если одна дверь закрылась, то другая, непременно, откроется. И я не вижу в этом никаких проблем, ведь это уникальная возможность посмотреть, что еще есть вокруг нас.

— Где самая отзывчивая публика?

— Конечно, в регионах, где всегда принимают теплее. Это связано с тем, что люди не так часто могут поехать в театр. И, когда артисты приезжаю к ним — это особенно теплый прием, потому что в основном они видят нас по телевизору, а тут вживую приезжают артисты, дарят живой звук. Мало того, не все понимают, что в опере артисты поют без подзвучки. Они видят, что мы поем без микрофонов, что для людей до сих пор удивительно. Это, отчасти, просветительская деятельность, когда коллектив выезжает в столицу и едет по большим и маленьким городам страны и за ее пределы.

— В плане энергетики, есть разница, выступаете вы на площадке Большого театра или в Несвижском замке?

— Большой театр Беларуси и Несвижский замок, действительно, две жемчужины страны. Все мы знаем, что Радзивиллы были князьями, которые любили театр, любили музыку, потому, это абсолютно органично, что Большой театр каждый год проводит большие вечера в замке. И это большое счастье для артистов сюда приезжать. Для нас это своего рода мини-гастроли, и несмотря на то, что это в Беларуси. Здесь всегда необычная публика. Сюда приезжают и завсегдатаи, которые ходят в Большой театр, а есть и те, кто приезжает посмотреть Беларусь, например, много россиян. Да и в целом, иностранцев немало. Атмосфера формата опен-эйр уникальна, как и все фестивали опен-эйр. Когда музыка выходит на улицу под открытым небом, то создается ощущение единения с природой. Например, есть очень удивительный факт: когда мы поем на улице, мы очень часто слышим пение птиц, которые нам в унисон подпевают. Птицы всегда на звуки реагируют ярко. Такое было много раз: я начинала петь в Радзивиловском замке, и птицы сразу начинали кружить над нами, чирикать. Еще помню случай из прошлых лет в Несвиже: я играла Татьяну в формате спектакля «Евгений Онегин». В то время, когда я писала письмо Онегину, видела перед собой раскаты грома, молнии, лил дождь. Это была такая живая декорация, словно созданная по пьесе, которую не придумаешь ни в одном театре мира.

Что касается принципов работы, то у каждого артиста они свои. Так считает заведующий труппой оркестра Большого театра Беларуси Дмитрий Горбачук.

Дмитрий, насколько отличаются по энергетике выступления в Большом театре и в Несвижском замке?

—Знаете, выступать везде нужно хорошо. Ты должен все свои самые лучшие профессиональные ощущения нести, как и в нашем Большом театре Беларуси, так и на любой площадке. Мой принцип такой: выкладываться на 200%, чтобы осталось 100%.

Артисты Большого театра рассказали об опен-эйрах в Радзивиловском и спонсорстве Лукашенко

— А есть ли у артистов свои «фишечки» перед выступлением?

— У каждого свои «фишечки»: кому-то нужно покушать перед выступлением, а кто-то наоборот предпочитает принять пищу после выступления. Здесь у каждого традиции в подготовке свои. Кто-то перед выступлением уйдет в себя и будет в свои мысли погружаться, кто-то, напротив, ведет себя коллективно, как будто и нет никакого выступления. Все люди разные, а особенно — люди творческой профессии. Кто-то здесь, находясь в замке, пойдет прогуляться к озеру, чтобы побыть в своих мыслях. Каждому — свое!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59