Воевал на 4 самолетах и получил высший орден СССР. История летчика-истребителя из Беларуси
В публикации за 21 июня «Нелегкая судьба в небе: путь Николая Пинчука от боевого летчика до Героя Советского Союза» автор намеренно не упоминал, что, придя в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк, летчик со сравнительно небольшим боевым опытом Николай Пинчук познакомился с уже закаленными в боях воздушными бойцами, в том числе земляками. А это были гвардии лейтенант Владимир Запаскин и гвардии лейтенант Иван Заморин, оба родом из Могилевской области.
Николай Пинчук тогда учился у них, перенимал боевой опыт. А учиться было чему, так Владимир Запаскин только за предшествующие две недели сбил 5 немецких самолетов (2 лично и 3 в группе), а Иван Заморин, придя в полк всего лишь в мае 1942 года, успел сбить 8 немецких самолетов (5 лично и 3 в группе). К тому же, если Владимир Запаскин в бою был напорист, быстро принимал решения, то Иван Заморин виртуозно владел техникой пилотирования, стрелял снайперски, в бою действовал расчетливо, не суетясь. Поэтому сегодняшняя зарисовка о летчиках, прославивших и свою малую родину, и родную Беларусь.
Итак, Владимир Исакович Запаскин родился 20 июня 1917 года в деревне Казимировка Могилевской области, с 15 января 1938 года — в рядах Красной Армии, окончил военную авиационную школу летчиков. И уже с 25 июля 1941 года лейтенант Владимир Запаскин — в действующей Армии, воевал в составе 6-го истребительного авиационного полка, который заслужил звание гвардейского в марте 1942 года, став 18-м по счету. В 1941 году Владимир Запаскин получил тяжелое ранение в ногу, с трудом дотянул до аэродрома, произвел посадку и после длительного лечения вернулся в родной полк.
В октябре 1942 года гвардии старший лейтенант Владимир Запаскин назначается заместителем командира 1-й авиационной эскадрильи, а с 1943 года уже гвардии капитан Запаскин — командир 1-й авиационной эскадрильи.
Эпизоды боевого пути земляка
***2 октября 1943 года завершилась Смоленская наступательная операция. Войска Западного фронта подошли к восточным границам Беларуси, а на отдельных участках фронта вступили на ее землю. «Смоленские ворота» были открыты для дальнейшего наступления наших войск на запад и окончательно захлопнуты перед врагом, два года назад пытавшимся взять Москву.
За время участия в этой операции 303-я истребительная авиационная Смоленская дивизия, которая состояла из пяти полков, в том числе и родного Владимиру Запаскину — 18-го гвардейского истребительного авиационного — провела более 200 воздушных боев, где были уничтожены 188 самолетов врага. Из этого числа летчики 18-го гвардейского полка сбили 62. Особенно отличились в Смоленской операции Владимир Баландин — уничтожил 7 фашистских машин, Семен Сибирин, Иван Заморин и Василий Барсуков, уничтожившие по 6 самолетов, а Владимир Запаскин, Николай Даниленко, Георгий Хосроев и Николай Пинчук сбили по 5 вражеских асов.
***Во время одного из боев в небе Беларуси в воздухе находились две шестерки самолетов 18-го гвардейского истребительного авиационного полка, ведомых Владимиром Запаскиным и Владимиром Серегиным, а также — шестерка «нормандцев» (летчиков-французов из авиаполка, известного как «Нормандия-Неман». — Прим.). Перед линией фронта они обнаружили большую группу немецких самолетов — 40 «юнкерсов», а также 10 истребителей прикрытия. По команде с пункта наведения наши истребители на Як-9 пошли навстречу врагу.
Французские летчики с ходу связали боем вражеских истребителей, а шестерки Запаскина и Серегина зашли с разных сторон (сверху и сзади) и одновременно нанесли удар по головной группе бомбардировщиков. Неожиданная атака оказалась результативной: летчики Серегин и Столяров с дистанции близкой к 100 метрам сбили двух «юнкерсов». Строй бомбардировщиков нарушился, среди немецких летчиков началась суматоха. Шестерки же наших Запаскина и Серегина, действуя попарно, продолжали непрерывно атаковать «юнкерсов». Владимир Запаскин, Владимир Серегин и Иван Столяров сбили еще три немецких бомбера, после чего вражеские летчики сбросили бомбовую нагрузку, не долетев до цели.
***16 октября 1944 года после мощной двухчасовой артиллерийской и авиационной подготовки 3-й Белорусский фронт перешел в наступление на Гумбинненском направлении. Летчики 18-го гвардейского иап в этот день совершили несколько групповых боевых вылетов. В первом 1-я эскадрилья Владимира Запаскина получила задачу блокировать аэродром Йукштайн, на котором обнаружили около 60 вражеских самолетов. Тогда звено Запаскина атаковало пару Fw-190, начавшую разбег по полосе: ведущего Запаскин сразил в момент отрыва от земли, а одновременно с ним летчик Абрамишвили ударил по ведомому, оба атакованных немецких самолета загорелись в конце полосы. В эти минуты боя второе звено во главе с Николаем Пинчуком атаковало на старте другую дежурную пару Fw-190. Эти «Фокке-вульфы» были на счету наши летчиков Калюжного и Арсеньева. И уже никто из немецких летчиков больше взлетать не пытался. Лишь их зенитная артиллерия била по «Якам», но гвардейцы, умело маневрируя, продолжали блокировать аэродром.
В небе родной Беларуси
22 июня 1944 года комдив 303-й истребительной авиационной дивизии генерал-майор авиации Георгий Захаров вызвал на свой КП командиров полков, их заместителей по политчасти и начальников штабов. Тогда-то и стало известно, что с рассветом 23 июня 1944 года войска 3-го Белорусского фронта перейдут в наступление с задачей полного освобождения Беларуси. И 18 гвардейский авиационный полк, в котором наш земляк Владимир Запаскин воевал уже командиром эскадрильи, получил задачу в течение дня обеспечивать непосредственным сопровождением «Петляковых», которым предстояло наносить удары по противнику в районах Витебска, Богушевска, Орши. А вечером того же дня в полку состоялся митинг, во время которого зачитали Обращение Военного Совета 3-го Белорусского фронта. Вот этот исторический документ:
«Товарищи бойцы, сержанты и офицеры!
Долгожданный час наступил. Сегодня войска нашего фронта получили приказ Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина перейти в решительное наступление. Настало время очистить от фашистских захватчиков всю нашу землю и восстановить государственные границы Советского Союза по всей линии, от Черного до Баренцева моря. Этого ждет от нас Родина…
Воин! Перед тобой лежит разоренная Белоруссия. Она ждет своего вызволения. Вылетая в бой, товарищ, помни, что под крылом твоей боевой машины разрушенные немцами Минск и Витебск, взорванная Орша. Взгляни на исстрадавшуюся белорусскую землю и на свою карту — и ты недосчитаешься сотен деревень. Это все сжег немец. Кровью, слезами невинных людей, огнем пожарищ отмечают свой путь фашистские бандиты на нашей земле.
Вперед, на запад, товарищи! Спасем миллионы советских людей, томящихся в немецкой неволе!».
И гвардии капитан Владимир Запаскин в воздушных боях за освобождение родной Беларуси сбил очередной вражеский самолет и за мужество и отвагу 17 июля 1944 года был удостоен ордена Красного Знамени. И это уже была его третья награда.
Из наградных листов на нашего земляка
***«При выполнении боевых заданий тов. Запаскиным было произведено 92 воздушных боя, в которых сбито 7 самолетов противника. В боях был дважды ранен, по выздоровлению вступал (так в оригинале. — Прим. автора) в строй, показывая образцы мужества и отваги. Как истребитель летает днем и ночью».
***«Произвел 470 вылетов на боевые задания, в воздушных боях сбил лично 8 самолетов противника и 6 — в группе. За что награжден орденами: 3 — Красного Знамени, 1 — Красной Звезды и 1 — Отечественной войны 1-й степени».
***«Работая командиром эскадрильи подготовил летный состав к боевым действиям на отлично. За время его командования эскадрилья сбила в воздушных боях 15 самолетов противника, без своих потерь».
На завершающем этапе войны и в послевоенные годы
С января 1945 года Владимир Запаскин — штурман полка. За годы Великой Отечественной войны наш земляк летал и воевал на самолетах 4 типов: И-16, Як-7, Як-9 и Як-3. К 9 мая 1945 года штурман 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии майор Владимир Исакович Запаскин совершил 594 боевых вылета, в 64 воздушных боях сбил лично 10 самолетов противника и еще 6 — в групповых боях. И был еще награжден полководческим орденом Александра Невского и высшим в Советском Союза — орденом Ленина.
После окончания Великой Отечественной войны наш героический земляк Владимир Запаскин продолжал служить в Военно-Воздушных Силах. Погиб 4 августа 1947 года в авиационной катастрофе, похоронен в городе Кобрине Брестской области.