Меню

ЗИЛ-29061: машина, которая спасала космонавтов

ЗИЛ-29061: машина, которая спасала космонавтов
Фото: из открытых источников
Видео: из открытых источников

На видео — плавающий снегоболотоход с винтовыми роторными двигателями. У него было два мотора от ВАЗ-2103 и сразу 4 трансмиссии — две четырехступенчатых основные и две дополнительные с реверсом.

Предыстория: трагедия, ставшая толчком

В октябре 1976 года космический корабль «Союз-23» совершил аварийную посадку на замерзшее озеро Тенгиз в Казахстане. Капсула перевернулась, люк оказался под водой, температура воздуха — около −20 °C. Космонавты Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский оказались в ловушке: вентиляция перекрыта, связь нестабильна, кислород на исходе. Используемая тогда поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1 не смогла добраться до капсулы — болота, лед и снег сделали свое дело. Космонавтов спасли вручную, буквально на грани. Этот случай дал понять: стране нужна техника, которая способна добраться куда угодно.

Рождение ЗИЛ-29061

Разработка началась в Специальном конструкторском бюро ЗИЛ. Машина получилась уникальной:

  • Движение: два винтовых шнеко-роторных двигателя, которые буквально «ввинчивались» в снег, грязь и воду.
  • Двигатели: два бензиновых мотора от ВАЗ-2103, по 77 л.с. каждый.
  • Трансмиссия: четыре коробки передач — две основные и две реверсивные.
  • Проходимость: снег, болото, вода, ледяная каша.
  • Скорость: до 30 км/ч по снегу, до 15 км/ч по воде.
  • Температурный режим: работал при −40 °C без проблем с запуском.

Где и как использовался

ЗИЛ-29061 стал частью комплекса поисково-эвакуационных машин (КПЭМ), куда также входили колесные вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061. Комплекс поступил на вооружение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР в 1981 году. Машина использовалась в самых труднодоступных районах: тайга, болота, снежные пустоши. Она могла добраться до капсулы «Союза» там, где не справлялись ни вертолеты, ни гусеничная техника.

Интерьер: минимализм ради выживания

  • Кабина была герметичной, с двумя посадочными местами — для водителя и штурмана. Оба сидели бок о бок, в креслах с ремнями безопасности, рассчитанных на работу в экстремальных условиях.
  • Панель приборов — простая, с аналоговыми шкалами, тумблерами и индикаторами. Никаких цифровых дисплеев: все рассчитано на надежность при минус 40 и выше.
  • Рычаги управления — массивные, с четкой механической отдачей. Управление шнеко-роторными двигателями требовало точности, поэтому органы управления были продублированы.
  • Отопление и вентиляция обязательны: машина должна была работать в условиях арктического холода. В кабине стояла автономная печка.
  • Окна небольшие, с двойным остеклением и обогревом. Обзорность ограничена, но достаточная для навигации.
  • Отделка — металл, резина, немного пластика. Все легко моется, не боится влаги и грязи.

Всего было выпущено около 20 экземпляров, включая опытные образцы. Расход топлива — около 36 литров в час, но в условиях спасения это не имело значения. Один ЗИЛ-29061 до сих пор хранится в музее этой техники как символ инженерной доблести.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59