Меню

Кровавый «вальс» на сопках Маньчжурии: 120 лет тому назад закончилась русско-японская война

Кровавый «вальс» на сопках Маньчжурии: 120 лет тому назад закончилась русско-японская война
Фото: из открытых источников

23 августа 1905 года между Российской империей и Японией в американском Портсмуте был подписан мирный договор. Уроженцы Беларуси и стоявшие в нашем краю воинские части тоже принимали участие в той полузабытой ныне войне…

Удар катаны

Война между двумя великими державами, соперничающими на Дальнем Востоке, началась в январе 1904 года с внезапного нападения японцев на русскую эскадру в Порт-Артуре (ныне — Далянь, КНР). Японию поддерживала Англия, а Россию — Германия. Берлин стремился натравить Россию на Восток, чтобы отвлечь внимание от агрессивных немецких планов в Европе. И германский император Вильгельм I пообещал своему двоюродному брату Николаю II благожелательный нейтралитет в случае войны с Японией. При царском же дворе японцы воспринимались как азиатские полудикари с мечами и копьями, не способные противостоять европейской армии.

Пропагандистский плакат

Но уже в марте 1904 года «дикарям» удалось потопить броненосец «Петропавловск» вместе с командующим Тихоокеанской эскадрой адмиралом Макаровым, и блокировать Порт-Артур с моря. 1 мая 1904 года 1-я японская армия генерала Куроки разгромила на реке Ялу Восточный отряд генерала Засулича. А 5 мая 2-я армия генерала Ясукаты блокировала Порт-Артур с суши. Попытка деблокады этой морской крепости корпусом Штакельберга окончилась неудачей под Вафангоу. Георгий фон Штакельберг был лично храбр, но настолько слаб здоровьем, что за ним для ухода даже на фронте ездила жена, и возили корову для регулярного молочного питания.

«Белеют кресты — это герои спят…»

К тому временем на театр военных действий стали прибывать и военные из Беларуси. Так, на доукомплектование 4-го Восточно-Сибирского стрелкового полка из Гомеля ушла первой 12-я рота 160-го пехотного Абхазского полка. И гомельские «абхазцы» дрались хорошо.

Николай 2 й проводит смотр 159-го Гурийского и 160-го Абхазского пехотных полков на станции Бобруйск. Декабрь 1905 года

2 июня в бою у того же Вафангоу стрелок Михель Черномордик нес приказ командования, был ранен в руку, сам перебинтовал себя и под сильным огнем приказ доставил. А поручик Гецевич при отступлении не бросил своих раненных и один остался их перевязывать под обстрелом. 30 сентября на реке Шахэ началась яростная атака дивизии японской императорской гвардии. В роте капитана Триковского осталось только 30 человек. Все патроны кончились, и сибирские стрелки отбивались камнями. Тогда 12-я рота абхазцев двинулась вперед, и ружейным огнем во фланг заставила японских гвардейцев отступить. Ефрейтор Василий Смертин вынес из-под огня тяжело раненного ротного командира. Под Сумапу раненный Александр Лях отказался от помощи санитаров в пользу более тяжело раненных и продолжил бой одной рукой.

Расположение позиций русской армии на лето 1905 года 

С началом войны на Дальний Восток отправился и Павел фон Ренненкампф, командовавший 1-й Отдельной кавалерийской бригадой в Борисове. Теперь же он принял Забайкальскую казачью дивизию. Во время одного из разведывательных поисков японцы внезапно обстреляли казачий отряд, сидевший на бивуаке у костров. Началась паника, но Ренненкампф стал поименно здороваться с казаками и смог восстановить порядок. Правда, подчиненные генерала обращали внимание на его безразличие к их жизням, несмотря на личное мужество Ренненкампфа. В июне 1904 года армия Куропаткина потерпело очередное поражение под Лаояном, фон Реннекнкампф был ранен в ногу.

В декабре 1904 года, после героической обороны пал Порт-Артур. Капитуляция, подписанная комендантом крепости генералом Стесселем, вызвала крайне негативный резонанс по всей России.

Военное кладбище в Порт-Артуре

И в Маньчжурию из Беларуси двинули IV армейский корпус, в который входил и 160-й Абхазский полк. 8 декабря была объявлена мобилизация, полки пополнялись местными запасными. А 21 декабря Николай 2-й провел смотр абхазцам и 159-му пехотному Гурийскому полку на станции Бобруйск. Командовал полком Константин Вечей, участник еще русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Характерно, что солдаты и офицеры стоят на Бобруйском вокзале в черных косматых папахах, не предусмотренных уставом. Вероятно, предполагалось, что такой головной убор то ли лучше подходит для северного Китая, то ли наведет страх на врага.

Офицеры Абхазского полка, Гомель,  к. 19 века

Но боевые действия выявили множество крупных и мелких недостатков в армии. На «маньчжурских» папахах баранья шерсть быстро загрязнялась, и свисая на глаза, мешала обзору. И ее приходилось обрезать для удобства прицеливания. Белые же форменные рубахи представляли из себя прекрасную мишень, и пока их перекрасили в хаки — солдаты «камуфлировали» гимнастерки, вываливая в грязи. И в отличие от японской, русская армия на начало войны не имела ни одного пулемета. А командующий Маньчжурской армией Алексей Куропаткин и многие другие генералы оказались неспособны к ведению современной войны, были лишены решительности и военных дарований. Не учили проявлять инициативу и «нижних чинов», воспитанных в духе обезличивающей, зачастую еще палочной муштры. Отправившийся добровольцем на войну полковник Константин Дружинин, верноподданный монархист, писал: «Мы только по горькому опыту последней войны убедились, что у нас не размышляет и большинство офицеров. Мы убедились также, что звание генерала есть пустой звук…» А вот командовавший «белорусским» IV армейским корпусом Игнатий Маслов был сторонником воспитания в солдате и ума, и «нравственной силы», но этот подход не стал в царской армии преобладающим.

Командир 4-го армейского корпуса генерал Игнатий Маслов

Армия же Японии оказалась хорошо подготовленной к войне, в том числе и с помощью английских инструкторов. Японские солдаты были не только дисциплинированы, отлично обучены и готовы умереть за микадо. Но и были способны проявлять инициативу на поле боя и не терялись в случае гибели своих офицеров.

Командующий 1-й японской армией генерал Тамэмото Куроки

И решающая битва под Мукденом в феврале 1905 года закончилась тяжелым поражением армии Куропаткина. Потери же отряда Ренненкампфа были самыми высокими в русской армии в этой битве. Также существует версия, что генерал Самсонов обвинил Ренненкампфа в отказе от поддержки атаки его кавалерийской дивизии и прямо на Мукденском вокзале дал ему пощечину.

Неудачная война усугубила кризис в России. В Минске в революционном движении активное участие принимали эсерки Екатерина и Александра Измайлович, дочери начальника артиллерии IV армейского корпуса генерала Адольфа Измайловича.

«Кровью народной омытое знамя мы понесем вперед…»

Уже после разгрома под Мукденом на театр военных действий стали прибывать части IV армейского корпуса. Неразвитость железнодорожной сети позволила за первые полгода войны перебросить на фронт только 20 тысяч человек из более чем миллионной армии. По прибытию на сопки Маньчжурии 160-й пехотный Абхазский полк был направлен на их фортификационное укрепление. Все лето 1905 года абхазцы работали на Гунжулинской позиции, под палящим солнцем и проливными дождями вырыв вручную 10 верст окопов и построив 5 редутов полного профиля. На передовую же на Сыпингайских позициях выдвинулись пешая и конная «охотничьи» команды Абхазского полка. Пешая и конная разведка неоднократно участвовала в перестрелках и стычках и взяла в плен 10 японцев. За это офицеры полка получили 8 боевых наград, а унтер-офицеры Д. Гулый, Ф. Калягин, А. Кропинов и рядовой А. Башинский — Георгиевские кресты. В боях с японцами отличился и прапорщик 159-го пехотного Гурийского полка из Рогачева Сергей Жудра. Немало Георгиевских кавалеров было и в 12-й роте абхазцев, воевавшей вместе с сибирским стрелками. Но и кровавых потерь еще больше. Только из офицеров в роте пали штабс-капитан Корнилов, поручик Кончиелов, подпоручики Гецевич, Янченко и Новицкий.

Остатки редута на Гунжулинской позиции

В мае 1905 года в действующую армию из Брест-Литовска прибыл и 19-й армейский корпус, но что-либо изменить в ходе войны было уже невозможно. И 23 августа в Портсмуте был подписан договор, передававший Японии южный Сахалин и контроль над Кореей. Тяжелые бедствия принесла эта война и народу Китая. Поражение вызвало в России всеобщее недовольство, усугубило кризис и ускорило революцию 1905-1907 годов.

…..

Генерал-лейтенант Иван Езерский, уроженец Гомельщины, был инспектором госпиталей Маньчжурской армии. Уже после войны он подал царю доклад о вопиющей коррупции и злоупотреблениях в Приамурском крае и был уволен со службы. Его сын, бывший офицер Павел Езерский-Билецкий, в 1919 году стал одним из видных деятелей Советской власти в Гомеле и отдал за нее свою жизнь…

Автор: Юрий Глушаков

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59