Рельсовый доктор. История необычной профессии в Молодечненском районе
Вы когда-нибудь задумывались о том, кто обеспечивает и отвечает за безопасное передвижение на железнодорожном транспорте? Само собой — это работники железной дороги. А если ответить конкретнее? Какие есть специальности и особенности работы специалистов? Об одной необычной из них пишет kraj.by.
Молодечненская дистанция пути образована 2 декабря 1939 года. На сегодняшний день она обслуживает 769 км железнодорожных путей — одна из самых больших двадцати существующих в Беларуси. На предприятии трудятся около 700 человек по 28 различным специальностям.
Их задача — содержать в исправном состоянии путь, искусственные сооружения и переезды. Каждый выполняет свою важную функцию на вверенном ему участке работы. Есть участки, на которых работники больше задействуют физический труд. Есть специалисты, которые выполняют свои обязанности, используя в большей мере свои интеллектуальные способности. К таким относится оператор дефектноскопной тележки.
Он как рельсовый доктор — диагностирует состояние рельсов на наличие трещин, микротрещин и дефектов. Выражаясь образно, он делает узи рельсам, как доктор. С помощью прибора он делает ультразвуковое просвечивание рельсам и элементам стрелочных переводов. Одна часть дефектов может быть создана ещё при отливке на заводе, другая — в процессе эксплуатации, соприкосновении колеса поезда с рельсом.
Оператора дефектноскопной тележки сопровождают монтёры пути. Они работают в связке и, в случае обнаружения дефекта, приступают к его «лечению».
— В процессе жизни у рельса происходит старение, как и у человеческого организма. Мы, как доктора делаем узи, выявляя возможные дефекты. Это очень важная работа, для безопасного передвижения поездов, — пояснил оператор дефектноскопной тележки Юрий Лобач.
Как происходит диагностика? Дефектоскоп с ультразвуковыми искателями, которые скользят по рельсам, передаёт информацию о состоянии диагностируемого участка на осциллограф, наушники оператора и на специальное записывающее устройство.
Подходя к стыку рельс, необходимо уделить особое внимание на возможное наличие микротрещин. Колесо поезда бьёт сильнее именно по этому участку, увеличивая на этом участке концентрацию дефектов. Если приборы подают сигнал, о возможном дефекте, монтёры пути разбирают этот стык и исследуют состояние рельса под накладками. Если дефект подтверждается, то работники приступают к его устранению.
Николай Дроздов — мастер участка дефектоскопии Молодечненской дистанции пути. Он руководитель, который ставит задачи и отправляет ежедневно на работу экипажи для контроля железнодорожных путей, рассказал нашему порталу.
— Каждый уголок дистанции наши работники проверяют стабильно раз в месяц. За год они проходят дефектоскопом почти 10 тысяч километров главного пути. Эти действия позволяют обеспечить условия безопасного и бесперебойного движения поездов.
Недавно коллектив участка дефектоскопии провел на заслуженный отдых после 40 лет работы сотрудника. Когда прикинули и подсчитали, какое расстояние он прошёл за годы работы на предприятии, то в экваторах земли это оказалось x2,5.