Меню

Безопасна ли лазерная коррекция и почему офтальмологи сами носят очки? Разбираемся вместе с врачом

Безопасна ли лазерная коррекция и почему офтальмологи сами носят очки? Разбираемся вместе с врачом

Сегодня во всем мире не менее 2,2 миллиарда человек страдают нарушениями зрения. Из них у 1 миллиарда их можно было бы предотвратить или скорректировать с помощью лазерной коррекции, но они на это не решаются. Как правило, причина одна — страх. Люди боятся ослепнуть, получить кратковременный результат или вовсе остаться без желаемого результата.

Но так ли это на самом деле? Узнали у врача-офтальмолога высшей категории Вадима Мурашко с опытом работы более 25 лет.

Все «за» и «против»

— В современной медицине лазерная коррекция — одна из самых безопасных и предсказуемых процедур. Риск получить травму глаза даже быту, например при падении или, тем более в ДТП, зачастую несопоставимо выше, чем риск осложнений от коррекции в условиях контролируемого вмешательства в операционной, — рассказывает доктор.

Врач

Если рассматривать вопрос безопасности процедуры с научной точки зрения, можно обратиться к фактам. Во-первых, современные эксимерные лазеры, такие как новейший ТЕНЕО 317, воздействуют только на роговицу — самую наружную, преломляющую свет, оболочку глаза. Глубина воздействия составляет микроны (тысячные доли миллиметра). Сетчатка, зрительный нерв и другие критически важные отделы глаза, отвечающие за зрение, остаются нетронутыми. Лазер физически не может никак подействовать на глубжележащие структуры. Кроме того, лазерные установки снабжены сложнейшей системой трекинга (слежения). Так, например, вышеупомянутая система, отслеживает малейшие движения глаза пациента с ювелирной точностью и с частотой более 1000 кадров в секунду. Если глаз смещается даже на доли миллиметра, лазер мгновенно останавливается или подстраивается под это движение. Процедура проходит под полным контролем быстродействующего компьютера и, разумеется, хирурга. Риск ошибочного воздействия практически сведен к нулю. Коррекция  зрения — это высокоточная, запрограммированная процедура. Ей предшествует тщательная диагностика, во время которой создается 3D-модель вашей роговицы. Все параметры вносятся в компьютер, и лазер работает строго по индивидуальной программе, рассчитанной именно для ваших глаз. Поэтому страх ослепнуть при медицинской процедуре такого рода — негативный шлейф из прошлого, из эпохи первых, гораздо менее точных и травматичных методик.

Но почему все ее боятся?

По словам Вадима Мурашко, как и у любой медицинской процедуры, у лазерной коррекции есть период восстановления и возможные временные побочные эффекты: сухость глаз, временные колебания зрения, светобоязнь. Они, как правило, проходят в течение нескольких дней или даже недель при соблюдении рекомендаций  и под контролем врача.

Серьезные осложнения, которые могут повлиять на качество зрения (например, воспаление или помутнение роговицы), встречаются крайне редко и в большинстве своем поддаются успешному лечению, приводящему к нормализации.  

Ключ к успеху — правильный отбор пациентов, ведь не всем можно делать коррекцию. Наличие противопоказаний, таких как катаракта, глаукома, экстремально тонкая роговица, некоторые общие заболевания — это то, что мы должны выявить на этапе диагностики,  и пациенту с потенциально опасным состоянием операцию не предлагают, — уточняет врач-офтальмолог.

Например, до 18 лет организм продолжает развиваться, и зрительный аппарат также находится в стадии формирования — это делает показатели зрения нестабильными. Поэтому трудно обеспечить надежный результат после лазерной коррекции в этом возрасте. К совершеннолетию развитие зрительной системы завершается, и тогда проведение лазерной коррекции становится более оправданным.

Лазерная коррекция

Лазерную коррекцию также не проводят в период беременности и грудного вскармливания. Это связано с изменениями в гормональном фоне женщины, что может сделать результаты процедуры нестабильными.

При этом женщины, которым ее делали, впоследствии становятся матерями — процедура не несет никаких значительных рисков.

— Важно, чтобы все женщины, планирующие беременность или уже ожидающие ребенка, регулярно посещали офтальмолога. Это необходимо, поскольку серьезные физические нагрузки во время родов могут привести к отслойке сетчатки, что может вызвать потерю зрения. Если во время обследования обнаруживаются изменения в состоянии сетчатки, врач назначает соответствующие меры для ее укрепления, — уточняет доктор.

Лазерная коррекция

Сапожник без сапог?

«Но ведь офтальмологи сами в очках — значит все же опасно?!» — возмущенно говорят скептики. Но и на это у Вадима Мурашко есть свой аргумент.

По его словам, ношение очков или линз — это не болезнь. Это состояние, которое позволяет человеку с плохим зрением жить полноценной жизнью. Лазерная коррекция — это «операция по выбору», а не по жизненным показаниям. Многие врачи, как и люди других профессий, просто не видят в своих очках проблемы. Они привыкли к ним, это часть их имиджа, и у них нет внутреннего желания от них избавляться. И это их личный, абсолютно законный выбор.

Очки

Часто офтальмологи встречаются с другим — возрастными изменениями. После 40-45 лет у большинства людей развивается пресбиопия («возрастная дальнозоркость») — естественный процесс, когда хрусталик теряет эластичность, и становится трудно фокусироваться на близком расстоянии. Если врачу за 40 или около того, коррекция его «минуса» позволит ему хорошо видеть вдаль, но для чтения ему все равно понадобятся очки. То же касается и людей других специализаций. Это может показаться парадоксальным, но некоторым врачам-хирургам полезно иметь небольшую близорукость. Это позволяет им лучше фокусироваться на хирургическом инструментарии в непосредственной близости вне поля зрения операционного микроскопа без напряжения глазных мышц.

— Многие мои коллеги сделали себе лазерную коррекцию. Те, для кого очки были реальной помехой в работе (запотевали, мешали пользоваться микроскопом), спорте или просто в жизни, давно обрели свободу от них. Поэтому выбор врача в пользу очков — это не скрытое признание опасности коррекции. Это взвешенное личное решение, основанное на глубоком понимании всех «за» и «против» именно для своего конкретного случая, возраста и образа жизни. Это решение, которое мы помогаем принять и каждому нашему пациенту после тщательной проверки состояния глаз на дооперационном этапе, — рассказал Вадим Мурашко.

Что лучше выбрать?

В рекламных материалах клиник часто встречаются утверждения, что какой-то один метод лазерной коррекции – бесспорный лидер, а все остальные безнадежно устарели. Чаще всего такие заявления делаются о методике SMILE (ReLEx SMILE). Важно уметь отличать маркетинг от реальной медицинской практики.

По словам Вадима Мурашко, фемтосекундный SMILЕ — действительно современный, малотравматичный и прекрасный метод. Но он не является универсальным «решением всех проблем», в том числе «тонкой роговицы». Методика SMILE была официально одобрена для коррекции зрения зарубежными медицинскими регуляторами около 15 лет назад, и наряду со всеми применямыми  методами есть свои показания и ниши. Нет «лучшего» метода вообще, есть «наилучший метод для ваших глаз».

Глаз

Сравним основные методики:

ФРК — это  пионер лазерной коррекции. Сегодня часто используется при тонкой роговице.  Имеет более длительный период восстановления, но при этом не требует создания лоскута.

LASIK — самый массовый и отработанный метод в мире. «Золотой стандарт » лазерной коррекции зрения. Обеспечивает быстрое восстановление (уже через несколько часов). Подходит для широкого спектра нарушений рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм).

SMILE — то, что называется «методом малого разреза». Его ключевое преимущество – малая инвазивность. Он действительно не требует формирования большого лоскута роговицы, но это вовсе не значит, что он лучше сохраняет ее биомеханическую прочность. Cкорость и комфорт восстановления  практически не отличается от  LASIK.  Однако у SMILE тоже есть свои ограничения. Например, он корректирует не все виды астигматизма и не применяется для коррекции дальнозоркости. Для кого-то идеальным вариантом будет LASIK, для кого-то — SMILE, а для кого-то и вовсе ФРК или имплантация факичных линз. Стоимость методики SMILE действительно существенно выше. Это связано с ее технологичностью:  дорогое оборудование, лицензионные расходы, одноразовые расходные материалы. Но платить больше за метод, который в вашем конкретном случае не даст определяеемых измерениями,  в ощущениях и восприятии преимуществ, не всегда рационально. Представьте, что методы коррекции – это инструменты в арсенале хирурга: скальпель, лазер, радионож. Ни один уважающий себя мастер не будет использовать один инструмент для всех задач. Так и здесь.

— Главное — не гнаться за самым разрекламированным или дорогим методом. Нужно пройти полную диагностику и послушать мнение опытного хирурга. Именно он, оценив более 20 параметров ваших глаз, порекомендует тот метод, который будет максимально безопасным и эффективным именно для вас. И этот метод вполне может оказаться доступнее, чем вы думаете, — подытожил Вадим Мурашко.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59