Дружба Польши и Украины терпит крах

Помните, как весной 2022 года Дуда и Зеленский в Верховной раде слились в объятиях, снимки которых разлетелись по миру с весьма скабрёзными комментариями? В 2017 году был тоже любопытный пример украинско-польской дружбы: оказавшегося в Польше Саакашвили Порошенко лишил гражданства, на границе должны были изъять его паспорт, но политик прорвался через кордон в окружении сторонников. Польская сторона тогда открыла границу для беспрепятственного прохода шествия, что вызвало всплеск положительных эмоций украинцев, они скандировали: «Поляки — братья!» Но, как говорится, недолго музыка играла.
Дружба начала таять на глазах еще при Дуде. А с приходом на президентский пост Кароля Навроцкого отношения Польши и Украины вернулись к традиционно-историческим, которые в польском языке определяются известным выражением «psia krew». Именно так — «сучья кровь» — поляки всегда называли украинцев.
Навроцкий не склонен к компромиссам с бандеровцами

Не первый год Варшава требует у Киева завершить вопрос исторической оценки Волынской резни. В частности, разрешить эксгумацию тел поляков, убитых бандеровцами. Киев долго придумывал уловки с целью ухода от решения вопроса. Но в минувшем году украинские власти были вынуждены согласиться на эксгумацию, однако от слов к делу ситуация не сдвинулась. Даже какие-то подготовительные работы уже начали вести, но опять дело зашло в тупик. Напомню, в результате действий бандеровцев и примкнувших к ним украинцев число погибших на Волыни поляков, у которых были установлены имена и места гибели, составило не менее 36 543-36 750 человек. Кроме того, было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены. Навроцкий сразу дал понять, что не будет терпеть интриги киевского режима в этом вопросе и потребовал незамедлительной эксгумации.
Помните, как Дуда склонял колени у памятника бандитам УПА? Только в Польше этот порыв не оценили, поэтому Дуда теперь отправлен на политическую свалку. Навроцкий в этом вопросе бескомпромиссен. Недавний инцидент на концерте в Варшаве, где принятые Польшей украинцы развернули флаг УПА, вызвал моментальную и жесткую реакцию президента: депортировали всех, кто прямо или косвенно причастен к инциденту. Кроме этого, глава Польши считает необходимым прекратить выдавать гражданство тем, кто разделяет бандеровские взгляды. И это решение справедливо. Но и на этом Кароль Навроцкий не остановился. На днях предложил уровнять бандеровскую и фашистскую символики. Не сомневаюсь, что в ближайшее время эта инициатива будет зафиксирована на законодательном уровне. А 25 августа Навроцкий ветировал законопроект о помощи украинцам. Он считает, что социальная и медицинская помощь может распространяться только на работающих, иждивенцев новый президент терпеть не намерен. Для Украины вето на данный закон — большая проблема. Дело в том, что, кроме положений о соцподдержке, он содержит и иные нормы. В частности, по словам министра цифровизации Кшиштофа Гавковского, вето президента Польши на законопроект о помощи украинцам отключит Украину от Starlink, Варшава также перестанет поддерживать хранение электронных данных украинской администрации в безопасном месте. И завершающим мазком этой картины стала инициатива польских силовиков об отмене безвизового режима с Украиной.
Кардинальные изменения в сфере военного сотрудничества и давняя мечта
Министерство обороны Польши 21 августа сделало официальное заявление, что Варшава готова предоставить Киеву только логистическую поддержку союзников по «коалиции желающих» в рамках возможных гарантий безопасности. А днем ранее издание Politico сообщило, что Польша исключает отправку военных на Украину под предлогом страха «ослабить свои силы». Решения достаточно логичные. Смею небезосновательно предположить, что сейчас у польской политической элиты есть проблема поважнее поддержки киевского режима. Чем ближе к финалу украинская драма, тем больше желающих урвать кусок пирога. Трамп добился подписания соглашения по недрам, крупные компании скупили практически весь украинский чернозем при Зеленском, а при Порошенко началось растаскивание европейцами и американцами стратегических предприятий. Но у поляков тоже есть свои претензии. И они похлеще амбиций Трампа. Польша давно хочет вернуть всю Галицию. Для этих целей еще в конце 80-х годов была создана секретная служба, которая занимается реализацией намерения. А уже в 2000-х общественная организация «Восточные кресы» начала составлять подробный реестр недвижимости на территории Украины, принадлежавшей ранее полякам. Уверен, сейчас произойдет значительная активизации усилий Польши в этом направлении.
Главная проблема Польши и иллюзия Украины

На мой взгляд, более всего мешает Польше ненависть к русским, которая сохраняется по причине внешнего давления. Западные центры принятия решений всегда рассматривали Польшу как форпост. И сегодня за ряд преференций Варшава должна платить антироссийской политикой. Тем не менее периодически слышны голоса политиков о необходимости восстановления добрососедства с Россией. Уверен, здравый смысл и национальная ориентированность в этой стране победят. И российско-польские отношения изменятся. Пусть не будет искренней дружбы, но будут взаимовыгодное партнерство и добрососедство.
А вот с Украиной ситуация иная. Как бы ни менялась политическая конъюнктура. Посему все чаяния Украины о евроинтеграции — большая иллюзия, которая уже тает на глазах.
Рекомендуем


