Антисанкционный самосвал и искусственный интеллект. Какими еще разработками занимается БЕЛАЗ
Крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов и транспортного оборудования для горнодобывающей и строительной промышленности ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» активно внедряет инновационные решения и расширяет свой модельный ряд. Какие разработки реализуются прямо сейчас и почему белорусскому промышленному гиганту никакие санкции не помеха?
Самосвал антисанкционный
Последние несколько лет стали для ОАО «БЕЛАЗ» периодом роста во всех направлениях. Потребность в технике, выпускаемой заводом, только возросла. Кроме того, в условиях санкций, предприятие стало выпускать продукцию, которая не зависит от санкционной политики недружественных стран.
— Мы стремимся предоставить рынку что-то новое и интересное. В этом году заканчиваются заводские полигонные испытания электросамосвала БЕЛАЗ-7558Е. В ближайшей перспективе модель покажет себя в условиях карьера в Микашевичах, наряду с самосвалами, которые до этого мы производили серийно, — говорит генеральный конструктор ОАО «БЕЛАЗ» Александр Насковец. — Закончились испытания на полигоне дизель-троллейвозного самосвала БЕЛАЗ-7530Е. Заинтересованность в приобретении новой модели уже проявили несколько предприятий. И это обоснованно, ведь использование этой техники имеет практическую и экономическую эффективность.
На форуме Союзного государства в Гродно БЕЛАЗ презентовал еще одну новую модель — 130-тонный гибридный самосвал, который уже прозвали антисанкционным. На автомобиле установлен дизельный двигатель российского производства малой мощности от 55-тонного карьерного самосвала. Дополнительную мощность техника получает за счет аккумуляторных батарей. Заключен и контракт на ее продажу.
Кроме трех проектов электрических моделей, предприятие выпускает газодизельные и газовые самосвалы. Успешно проходит эксплуатационные испытания на металлургическом комбинате в Магнитогорске газовый самосвал грузоподъемностью 30 тонн.
Другая перспективная новинка, не имеющая аналогов в мире, – самосвал грузоподъемностью 90 тонн, который также работает на природном сжиженном газе. Модель была представлена в Новокузнецке на выставке «Уголь России и майнинг» в июне нынешнего года. Там же был подписан контакт на ее покупку.
Работа с интеллектом
Все больше отраслей открывают для себя возможные применения роботизированных систем. Испытания показывают, что их эффективность выше, чем у системы под управлением человека.
— С российской компанией «Цифра» запустили в эксплуатацию два роботизированных карьерных самосвала грузоподъемностью 130 тонн в Хакасии. Также на нашем испытательном полигоне на месторождении «Ситницкое» в Микашевичах тестируем два роботизированных карьерных самосвала грузоподъемностью 90 тонн и погрузчик, работающий в дистанционном режиме. Один из плюсов роботизированной системы заключается в том, что оператор управляет машинами удаленно, в комфортных условиях офиса, не испытывая ни нагрузок, ни вибраций, — отмечает генеральный конструктор.
Компания БЕЛАЗ активно работает в области зеленых технологий. Электросамосвал БЕЛАЗ-7558Е имеет грузоподъемность 90 тонн. Его максимальная скорость доходит до 64 км/ч. Полная мощность 15 литий-ионных аккумуляторный батарей составляет 675 кВт/ч. На данный момент для самосвала используется медленная зарядка, которая заряжает машину за восемь часов. Рассматривается вопрос о внедрении системы быстрой зарядки для карьерного самосвала (когда достаточно 15–20 минут).
— Скоро у нас также появится система термостатирования аккумуляторных батарей, чтобы их температура вне зависимости от погодных условий составляла +25 градусов. Это оптимальная температура батареи, от которой зависит ее долговечность. В дальнейшем планируем использовать систему динамической зарядки, когда самосвал заряжается в пути следования, где установлена троллейная линия. Таким образом машина будет на ходу получать энергию, необходимую для безостановочной работы, — рассказывает Александр Насковец.
Перспективную модель электросамосвала БЕЛАЗ-7558Е уже заметили российские потребители. А моделью дизель-троллейвоза БЕЛАЗ-7530Е заинтересовались на Сахалине и в Кузбассе. Специалисты завода скоро выедут на место, чтобы дать рекомендации по установке троллейной линии.
И на земле, и под землей
В условиях санкций шахтная подземная техника, которую выпускает компания «БЕЛАЗ», получила особую востребованность. И в этом направлении также не обходится без инноваций. В ближайшей перспективе предприятие представит подземный самосвал, работающий на аккумуляторных батареях.
Интерес проснулся и к аэродромной технике. Если раньше аэродромные тягачи у БЕЛАЗа закупала только российская военная промышленность (аэропорты, как правило, ориентировались на импортные модели), то в условиях санкций все изменилось. Та аэродромная техника, которая есть на заводе, нашла своих покупателей. Недавно в Новокузнецк был продан аэродромный тягач БЕЛАЗ-54010. Там модель оценили очень высоко: расход топлива меньше, чем у конкурентов, надежность в процессе эксплуатации. В перспективе аэродромную технику также планируется перевести на аккумуляторные батареи.
В интересах заказчика
— Сегодня мы полностью переориентированы на импортозамещение. И если раньше доля комплектующих западного производства в карьерном самосвале составляла порядка 40–50%, то сейчас — не более 7%. И с каждым месяцем эта цифра уменьшается, – подчеркивает Александр Насковец.
«БЕЛАЗ» — экспортно ориентированное предприятие. Каждая машина выпускается под конкретного клиента, что выгодно отличает завод от его конкурентов.
— Наше преимущество в том, что мы более гибкие и всегда идем навстречу покупателю. При этом стараемся сохранить прежние сроки производства и разумно корректировать стоимость модели, — отмечает генеральный конструктор.
Еще одна важная особенность предприятия «БЕЛАЗ» — предоставление покупателю целого комплекса оборудования. Речь здесь не только о машинах, но и о создании инфраструктуры для ее обслуживания. То есть искать компанию, которая займется решением этого вопроса, не придется.
Время амбициозных решений
В следующем году ОАО «БЕЛАЗ» встретит свой 75-летний юбилей.
— В преддверие этого события мы обязательно удивим не только жителей города и республики, но и весь мир, который следит за компанией «БЕЛАЗ». Мы быстро адаптировались к санкциям, нашли новых поставщиков. Они готовы с нами работать, осваивать те виды продукции, что раньше поставлялись нам из-за рубежа, — поясняет Александр Насковец. — Мы намерены и дальше развивать свое производство, сохранить те перспективные кадры, которые получают практику на предприятии. На БЕЛАЗе сформировалась своя конструкторская школа. После окончания университетов на предприятие с удовольствием приходят молодые специалисты. Люди хотят работать там, где созданы комфортные условия, где возможен профессиональный рост, внедряются инновации. Я выражаю благодарность всему коллективу конструкторов: люди максимально выкладываются; создают такие продукты, о которых мы раньше и не мечтали.
Уважаемые друзья, коллеги и партнеры!
Поздравляю вас с наступающим профессиональным праздником — Днем машиностроителя.
Машиностроение — это драйвер экономического роста. Осваивая новые направления и технологии, мы расширяем модельный ряд и добиваемся повышения конкурентоспособности нашей продукции. В этом заключается стратегия, обеспечивающая постоянное движение вперед.
Впереди у нас еще много новых задач. Зная, каким богатым опытом, профессионализмом, увлеченностью и ответственным отношением к своему делу обладают наши коллективы, убежден, что мы со всем успешно справимся.
Уважаемые коллеги, примите слова благодарности за ваш добросовестный труд, верность профессии и стремление браться за проекты любой степени сложности и умение мастерски их реализовывать. Желаю вам постоянного развития, новых достижений, крепкого здоровья, счастья, стабильности и благополучия!
Генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Сергей Никифорович
ОАО «БЕЛАЗ» — УПРАВЛЯЮЩАЯ
КОМПАНИЯ ХОЛДИНГА
«БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
222161 Г. ЖОДИНО,
УЛ.40 ЛЕТ ОКТЯБРЯ, 4
E-MAIL: OFFICE@BELAZ.MINSK.BY
УНП 600038906
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!