Как развивается белорусское машиностроение, и почему нашей промышленности не страшны санкции
Такое мнение высказал первый заместитель министра промышленности Республики Беларусь Александр Огородников.
— Известно, что на предприятиях системы Минпрома особое внимание уделяется повышению доли инновационной продукции…
— И нам в данном направлении есть чем гордиться. Если в 2016-2020 годах этот показатель достигал 32,6%, то уже в 2021-м — 39,3%. В первом полугодии 2022 года организации Минпрома обеспечили более 42% инновационной продукции в общем объеме производства. Слагаемые успеха — активная инновационная деятельность, работа над импортозамещением, внутриотраслевая кооперация. Этот показатель формируется благодаря производству широкого спектра инновационной продукции машиностроения, начиная от аортального клапана сердца до «БЕЛАЗа» грузоподъемностью 450 тонн. В качестве одного из основных направлений, которое мы сейчас развиваем, хочу выделить производство электротранспорта.
— Тема импортозамещения сегодня приобретает первостепенную значимость. Насколько успешно осуществляется переориентация рынков сбыта белорусской техники и каковы перспективы наших брендов на мировых рынках в новых экономических условиях?
— Действительно, события последнего полугодия заставили многих производителей изменить свою торговую стратегию, перенаправить фокус внимания. Но особенно отмечу, что из нынешнего кризиса белорусский производитель выходит с наименьшими потерями. И причиной тому правильно выбранная стратегия на уровне государства — стремление к максимальной локализации производственных процессов. Ведь большинство наших предприятий сохранили конструкторские подразделения, а если говорить о крупных производителях — МАЗе, МТЗ, БЕЛАЗе, «Гомсельмаше», там не просто отделы, а целые научно-технические центры, где занято 300-500 высококвалифицированных специалистов, которые с нуля ведут проектирование изделия до технологии и постановки на производство.
Лет 15-20 назад все стремились встроиться в глобальную цепочку производителей, использовали импортные компоненты, узлы, детали и рассчитывали, что сможем легко выйти на мировые рынки, раз наш продукт ничем не отличается по потребительским свойствам и цене от мировых аналогов. Но на эти рынки нас никто не пускал всеми законными и не очень способами: таможенными пошлинами, квотами и даже торговыми войнами.
Промышленность Беларуси пошла по своему пути — локализации производственных процессов, и время показало, что эта стратегия правильная. Другое дело, что добиться 100%-ной локализации производства в рамках одной страны практически невозможно. Но мы не прекращаем вести собственные разработки начиная с 90-х, причем достигли существенных результатов в этом направлении — порядка 70-80% узлов и механизмов уже разработаны и производятся в Беларуси, и их доля продолжает расти.
Факты
- За январь-июль 2022 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций системы Министерства промышленности составила 1607,1 руб., в том числе за июль — 1693,7 руб. Ожидаемый уровень средней зарплаты по итогам 2022 года достигнет 1701,8 руб., в том числе в декабре — 2169,0 руб.
- Ни на одном предприятии Министерства промышленности не проводится необоснованная оптимизация, сокращение численности и рабочих мест.Численность работающих на предприятиях министерства за июль 2022 года составила 155,9 тыс. человек, в этом году количество принятых на работу превышает число уволившихся.
События 2020-2022 годов по нашей промышленности ударили, но не так больно, как по производителям других стран, у нас нет полной зависимости от импортных составляющих, компетенций производителей из других, не всегда дружественных нам стран.
Важный показатель — ни одно предприятие системы Минпрома в сложные 2020-й, 2021-й, 2022-й годы не прекратило работу, более того, бóльшая часть промышленных компаний существенно увеличила объемы производства. При этом мы не работали на склад, объемы продаж существенно возросли. Это подтвердило верность государственной стратегии, направленной на локализацию производства, а также эффективность планомерной работы по поиску альтернативных партнеров из потенциально дружественных стран. И если сегодня нам недоступен немецкий или американский двигатель, мы легко сможем заменить его на китайский или корейский. Качество машин и оборудования не пострадает. По отзывам многих покупателей, они и не заметили, что двигатель в грузовике стоит не «Мерседес-Бенц», а китайский «Вейчай». Поверьте, разницы практически нет, а эта техника будет служить долгие годы.
— Наши экспортные ориентиры устремлены на восток?
— Прежде всего отмечу, что рынок Российской Федерации — наш традиционный, с братским народом мы давно и успешно торгуем. Но реалии последних трех лет, особенно последних шести месяцев, способствовали тому, что на наш продукт покупатели посмотрели по-другому. Понимаете, потребительские свойства одного товара, но разных производителей — белорусского или немецкого — практически одинаковы. Вопрос лишь в цене, а наша ценовая политика позволяет успешно конкурировать на рынке.
С уходом иностранных брендов на российском рынке образовался дефицит, и мы активно заняли там освободившиеся позиции. Не следует думать, что конкуренция с уходом европейских и американских брендов начисто отсутствовала, но, выбирая между белорусским или китайским, россияне выбирали то, что им более знакомо и понятно, и это — наша продукция.
Если два года назад на российский рынок поставлялось 56-62% от всей произведенной предприятиями Минпрома продукции, то сегодня этот показатель достиг 70% и выше.
Но вместе с тем для нас закрылся украинский рынок, о чем мы сожалеем. Европейским потребителям поставлялась определенная группа товаров в небольших объемах, потеря их рынка не сильно ударила по белорусскому производителю. Сегодня происходят глобальные явления — переориентация торговых направлений, перестраивание логистических маршрутов, установление новых логистических связей во всех отраслях экономики, этот процесс непростой, затратный, но неизбежный.
Сегодня рынок Казахстана — очень перспективное направление, которое сейчас все больше осваивают наши предприятия. Мы стремимся активно присутствовать в будущем на рынках государств Средней Азии — Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, по каждому из них уже есть прирост.
Хорошие перспективы у нас на африканском рынке и Ближнем Востоке. Есть все предпосылки утверждать, что сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии выходит на новый вектор, мы рассчитываем на более тесное взаимодействие с нашими азиатскими партнерами. Что уж говорить, если на вьетнамских банкнотах присутствует трактор МТЗ-50.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!