Пешеходы больше всего страдают в ДТП в осенне-зимний период, напомнили в ГАИ
27 сентября Госавтоинспекция Минской области проводит единый День безопасности дорожного движения под девизом «Не будь невидимкой — засветись в темноте!!». Мероприятие направлено на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с уязвимой категорией участников дорожного движения, пропаганду использования световозвращающих элементов и жилетов повышенной видимости пешеходами, велосипедистами, возчиками гужевого транспорта. О правилах поведения на дороге напомнили в УГАИ УВД Миноблисполкома.
Наибольший уровень пешеходного травматизма отмечается в осенне-зимний период, и доля аварий с участием пешеходов достигает 60-70% от всех ДТП. Такое положение обусловлено тем, что в это время года короткий световой день. При движении в темноте по неосвещенным дорогам водитель видит только ту часть дороги, которая освещена фарами автомобиля. Уже в ранних сумерках отчетливо видимые днем предметы блекнут, а после захода солнца становятся едва различимыми. А в неблагоприятных погодных условиях невыразительная фигура человека полностью сливается с темнотой, и для водителя становится практически невидимой.
Ситуация усложняется еще и тем, что пешеходы, как правило, думают, что тот, кто за рулем, их уже заметил. Проводимый Госавтоинспекцией следственный эксперимент позволил установить, что в темноте из салона автомобиля человек в темной одежде при ближнем свете фар различим лишь
на расстоянии 25-30 м. При скорости 60 км/ч за одну секунду автомобиль проезжает около 17 метров. За это время водитель только успеет сообразить, что или кто перед ним. Затормозить или удачно сманеврировать не всегда бывает и возможно, в том числе из-за скорости, состояния дорожного покрытия, наличия других препятствий. Поэтому возникает существенная необходимость сделать пешеходов, велосипедистов, гужевые повозки, коляски и прочее как можно более заметными, для увеличения расстояния с момента обнаружения. Для этих целей широко используются специальные светоотражающие аксессуары (значки, подвески, ленты).
Правила дорожного движения обязывают пешехода при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток обозначить себя световозвращающим элементом (элементами) (п.17.1 ПДД.
Так, с участием пешеходов за 8 месяцев на территории Минской области произошло 88 ДТП, в которых 19 человек погибли, 76 — получили травмы. 40 ДТП произошло в темное время суток, из них в 24 ДТП, где пешеходы не были обозначены световозвращающими элементами.
Световозвращающий элемент (СВЭ) на одежде — реальный способ уберечься от травмы на неосвещённой дороге. ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя СВЭ на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади. Фликеры белого или лимонного цвета имеют наиболее оптимальную светоотражаемость.
Нередко пешеходы создают аварийные ситуации, подвергая опасности как себя, так и других участников дорожного движения, сознательно нарушают правила, переходя улицу в неустановленных местах, внезапно выходя на проезжую часть из-за предметов, ограничивающих обзор водителю, или перебегая дорогу на запрещающий сигнал светофора.
Особую опасность на проезжей части или вблизи нее создают пьяные пешеходы. Они ведут себя нелогично, неосторожно, а иногда и агрессивно. Поведение пьяного невозможно предугадать, поэтому водитель должен немедленно принять необходимые меры предосторожности: остановиться, объехать пьяного на таком расстоянии, чтобы тот не смог натолкнуться на автомобиль.
По вине нетрезвых пешеходов совершено 9 ДТП, в которых 2 человек погибли и 7 — травмированы.
Категория велосипедистов также входит в группу риска, если они не обозначены световозвращающими элементами.
С участием велосипедистов за указанный период на территории Минской области произошло 43 ДТП, в которых 3 человека погибли, 42 — получили травмы. 3 ДТП произошло в темное время суток, из них 1 ДТП, где велосипедист не позаботился об оборудовании своего велосипеда должным образом.
Велосипедистам необходимо оборудовать свои велосипеды фарами (фонарями), излучающими спереди белый свет, сзади — красный, и помнить, что по проезжей части дороги велосипедисту можно двигаться не далее 1 метра от ее правого края. При этом вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами (за исключением движения по велосипедной дорожке).
Есть еще одна категория участников дорожного движения, подверженная риску наезда. Это — гужевые повозки. Двигаясь в темноте без световых приборов и не обозначенные катафотами повозки, очень часто под управлением нетрезвых водителей, становятся объектами наездов попутного транспорта или ДТП на пересечении дорог.
Дети являются самыми непредсказуемыми участниками дорожного движения, часто они пытаются перебежать дорогу. Они не осознают опасности, беззаботно выбегая на проезжую часть, иногда умышленно перебегают дорогу перед приближающимся автомобилем.
Госавтоинспекция Минской области обращает внимание родителей и напоминает о том, что именно они в первую очередь несут ответственность за своих детей!
ГАИ напоминает о необходимости в обязательном порядке обозначить школьную сумку, одежду ребенка световозвращающими элементами.
Согласно ст.18.20 КоАП Республики Беларусь нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, — влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
Применяются штрафные санкции в размере от 3 до 5 базовых величин, если данная категория участников дорожного движения находится на улично-дорожной сети в состоянии алкогольного опьянения. Если нарушение ими правил дорожного движения повлекло создание аварийной ситуации, то размер штрафа составляет от 3 до 8 базовых величин.
В случае если нарушение правил дорожного движения повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, виновный подвергается штрафу от 5 до 20 базовых величин.