Меню

Большая промышленная неделя в Беларуси: пятилетними шагами по дороге технологического прогресса

Большая промышленная неделя в Беларуси: пятилетними шагами по дороге технологического прогресса

С понедельника в Беларуси стартует большая промышленная неделя. С 29 сентября по 1 октября 2025 года в Минске проходит Международная промышленная выставка ИННОПРОМ. БЕЛАРУСЬ. Она призвана стать уникальной платформой для обмена опытом и делового сотрудничества заинтересованных в развитии промышленности инновационных компаний, инвесторов и государственных структур из ряда стран, прежде всего СНГ и ЕАЭС.

Её организация в нашей стране вполне закономерна — сегодня Беларусь уверенно входит в авторитетную когорту индустриально развитых держав планеты. Это стало возможным благодаря эффективной промышленной политике, которая, благодаря позиции Александра Лукашенко, входит в число стратегических приоритетов Беларуси.

«Стабильная работа промышленности, — так формулирует этот приоритет глава нашего государства, — особенно наших крупнейших предприятий, — краеугольный камень экономики страны».

Стартовые условия

В бытность СССР наша страна была одной из наиболее развитых в области промышленного производства республик. Дело в том, что советская плановая экономика функционировала как единый организм. Каждая из союзных республик в соответствии с её природными ресурсами и географическим положением специализировалась на том, что производить в ней наиболее выгодно. Поэтому большинство из них добывали полезные ископаемые, осуществляли их первичную переработку, производили промежуточную продукцию, предназначенную к использованию в конечных изделиях.

Свою весомую лепту в указанное разделение труда вносили и европейские страны-члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) — Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и ГДР. Данная межправительственная организация, просуществовавшая с 1949 по 1991 год, была создана именно для кооперационного сотрудничества её участников во главе с СССР в области научно-технического и промышленного прогресса.

Белорусской ССР из-за скудости природных ресурсов, однако, в силу близости к другим странам социалистического содружества вполне логично была отведена роль промышленного «сборочного конвейера». На этот «конвейер» стекались промежуточные изделия изо всех уголков Советского Союза и стран СЭВ. И благодаря реализации синергетического эффекта от данной кооперации БССР уверенно входила в число наиболее технологически развитых и зажиточных союзных республик.

Однако, подобно тому, как роскошная карета в одной известной сказке в одночасье превратилась в никчёмную тыкву, всё для нашей страны изменилось в 1991 году. Распад СССР и всей мировой социалистической системы стал нокаутирующим ударом для ориентированной на реализацию кооперационного эффекта отечественной экономики. Прекращение поставок на белорусский «сборочный конвейер» привело не просто к его остановке, но к коллапсу всей социально-экономической системы Беларуси. Кроме того, целую серию новых ударов по отечественной экономике нанесли и развернувшиеся на просторах бывшего СССР рыночные реформы, больнее всего бьющие именно по промышленности.

Чтобы понять масштаб навалившихся на страну в то время проблем, достаточно сравнить показатели социально-экономического развития Беларуси за первые пять лет после краха Советского Союза. Так, белорусский ВВП к 1995 году составил лишь 65,3 процента от уровня дореформенного 1990 года, объём промышленного производства — 61,4 процента, реальные денежные доходы населения — 62,2 процента, инвестиции в основной капитал — 38,5 процента… Зато индекс инфляции за эти пять лет составил астрономическую величину — 44,9 тысячи раз. По всей стране останавливались предприятия, росла безработица, назревали голодные бунты, на улицах царил криминал… Страна оказалась на краю бездонной пропасти.

Таким образом, казалось бы, неплохие стартовые условия промышленно развитой Беларуси в момент обретения ею суверенитета обернулись для неё тяжким бременем.

Вопреки рыночной стихии

Ситуация усугублялась «дружескими» советами наших «западных партнёров» и поющих по их нотам внутренних «доброжелателей». Они на все лады воспевали преимущества свободной рыночной экономики, призывая государство уйти из экономики — дескать, свободные рынки лучше знают, что, как и для кого производить.

При этом, однако, все эти «рыночные доброхоты» лукаво утаивали, что ориентированный на лёгкую и быструю прибыль свободный предприниматель предпочитает банально торговать (прежде всего сырьём), а не заниматься хлопотным производством. Особенно промышленным производством, требующим глубоких специальных знаний, сложного технологического оборудования, наличия высокопрофессионального трудового коллектива. Поэтому продолжение либеральных рыночных реформ означало для индустриальной, но лишённой природных ресурсов Беларуси окончательный крах её экономики.

К счастью, белорусы оказались намного осмотрительнее и мудрее, выбрав в 1994 году свой собственный, соответствующий национальным интересам путь развития. Пришедший к власти Александр Лукашенко, понимая значимость промышленности для Беларуси и современной экономики в целом, решительно остановил самоубийственные рыночные реформы. Поэтому белорусское государство не просто не ушло из экономики, ввергнув её во власть разрушительной рыночной стихии, но, наоборот, возродило плановые основы её развития.

Время подтвердило правильность данного выбора. В нашей стране не просто была решена проблема назревавшего голода, но обеспечена её полная продовольственная безопасность. Было остановлено разрушение производственных и, прежде всего, промышленных предприятий. Ни один из советских индустриальных гигантов — МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ, «Интеграл» и т.д. — не просто не был остановлен, но получил импульс и ресурсы для своего развития. Всё это позволило сохранить и развить уникальный кадровый потенциал и уникальную научно-образовательную систему державы.

В других же союзных республиках, увы, слепо уверовали в западное мифотворчество про свободную рыночную экономику и пошли по лёгкому пути сырьевой деиндустриализации экономики. Поэтому за первые десять лет рыночных реформ объём промышленного производства в них кратно обвалился. В Грузии в 2001 году он составил лишь 18 % по сравнению с дореформенным 1990 годом. В Азербайджане — 34 %, Молдове — 39 %, Кыргызстане — 44 %, Таджикистане — 47 %, России — 54 %, Казахстане и Украине — 66 %. Для сравнения — в Беларуси этот показатель был равен 107 %, а в Китае — 492 %.

Сегодня отечественный промышленный комплекс утроил по сравнению с 1990 годом производство, обеспечивая четверть ВВП и 78 % всего белорусского экспорта. Наша программирующая своё развитие страна занимает почётное 46-е место (в последнем опубликованном ЮНИДО в 2023 году) в международном рейтинге обрабатывающей промышленности среди 194 участвующих в нём стран. Что касается развивающегося по жёстким пятилетним планам Китая, то в 2012 году он стремглав ворвался в ТОП-5 данного рейтинга, а с 2018 года уверенно занимает второе (после Германии) место.

Таким образом, если страна желает и дальше оставаться в авторитетной когорте технологически развитых держав, то она не должна полагаться на капризы рыночной стихии, а обязана программировать и планировать своё развитие.

Новые реалии диктуют

Новые реалии — западные санкции, начавшаяся в 2014 году агрессия коллективного Запада против Союзного государства на Украине, нынешние таможенные барьеры США и т.п. — заставляют пересмотреть фундаментальные принципы управления экономикой. В России, например, в 2014 году после десятилетий упования на рыночное саморегулирование экономики и табу на само упоминание слова «план» принят и вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании».

Актуальна эта проблема и для нашей страны. Чёткое понимание того, куда мы идём и как будем этого добиваться, позволяет Беларуси выстаивать и развиваться, несмотря даже на беспрецедентные западные санкции и многие другие трудности. «На пятилетку мы прогнозируем, а сейчас будем планировать, — раскрыл секрет «загадочной» устойчивости белорусской экономики Александр Лукашенко бойцам студенческих отрядов и работникам завода «Атлант» в ходе встречи с ними 10 июля 2020 года. — Потому что план — это закон… Наше ближайшее будущее как раз будет зависеть от этих планов».

При этом Президент отметил, что сами якобы рыночные западные страны по масштабам планирования давно намного впереди нас. И привел в качестве примера «суперрыночную» Японию, где составляется и реализуется несколько тысяч производственных планов и все планируется сверху донизу.

Кстати, в Беларуси на прошлой неделе в правительстве обсуждался проект очередной Программы социально-экономического развития страны на 2026-2030 годы. В ней по-прежнему одна из ведущих ролей отводится развитию промышленности, цифровизации, автоматизации и роботизации — всему тому, что составляет технологическую самодостаточность Беларуси.

Это значит, что наша страна продолжает уверенно идти пятилетними шагами по дороге технологического прогресса и процветания.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59