Отмена зарубежных округов и голосование подследственных: как меняется система выборов в Беларуси
В Беларуси стартует обсуждение нового Избирательного кодекса. Самые главные поправки были внесены на республиканском референдуме. Они касаются президентских сроков, требований к кандидатам, их полномочий, а также нового конституционного органа — ВНС. Эти изменения вступят в силу в любом случае. А вот их формулировки в Кодексе, технические моменты, сроки организации новых выборов сейчас прорабатываются.
О том, что изменится в системе выборов в Беларуси, пишет политолог Андрей Лазуткин.
Две кампании вместо трех
Стоимость одной избирательной кампании для государства (не важно, какого уровня) — примерно 8-9 миллионов долларов. Эта смета закладывается в республиканский бюджет. Поэтому самое главное новшество в Избирательном кодексе — совмещение парламентских и местных выборов, которые теперь будут проходить в единый день голосования. Это позволит сэкономить огромные деньги и организационные ресурсы, потому что, к примеру, наименьшая по значимости и самая слабая по явке кампания в местные Советы требует таких же государственных расходов, как и выборы любого другого уровня, вплоть до президентских. Таким образом расходы можно сократить почти на треть.
В РФ единый день голосования применяется с 2004 года. Его плюс не только в удешевлении процесса, но и в повышении общей явки и интереса к выборам, когда местная власть автоматически подтягивается до уровня парламента. Однако просто так, с потолка, ввести единый день голосования было нельзя — для этого требовались изменения в Конституцию, то есть республиканский референдум.
Голосования за рубежом не будет
Ранее для выборов в Палату представителей создавался так называемый зарубежный округ, и в любом посольстве можно было проголосовать за список 5-6 человек. Список кандидатов был одинаковым для всех зарубежных стран, что вызывало вопрос: как эти люди могут представлять интересы наших граждан в иностранных государствах, которые, к примеру, отдалены на 4-5 тысяч километров друг от друга или вообще находятся на разных континентах. По понятным причинам невозможна ни работа в таком огромном округе, ни приемы граждан (а некоторые посольства сегодня вообще работают для 2-3 стран одновременно).
Оппозиция считает, что отмена зарубежного округа — это крайне недемократично, но обычные граждане разницу даже не заметят. Между тем, в некоторых государствах, таких, как Армения, Молдова, Турция, Британия, Франция — вопросы иностранного голосования очень сложные и болезненные. У этих национальностей огромная зарубежная диаспора, которая зачастую больше, чем сама страна (как, например, в Армении), либо граждане метрополии проживают в бывших колониях (страны т.н. Британского содружества), и также могут сильно влиять на выборы в центре своим количеством.
Если речь о президентских выборах, то вообще непонятно, кто в таком случае избирает главу государства. Допустим, внутри страны очень низкая явка, как обычно бывает в Молдавской республике, а европейская диаспора молдаван по команде голосует за прорумынского кандидата (как можно догадаться, именно так к власти недавно пришла Майя Санду). Возникает масса вопросов и в прозрачности такого голосования, и в свободе выбора, которую невозможно обеспечить в чужой стране. Граждан могут просто выбросить оттуда, если они проголосуют неправильно.
Ко всем этим проблемам сегодня добавился ковид. В Китае, к примеру, невозможно свободное перемещение между городами и провинциями. Люди физически не могут приехать в столицу, чтобы проголосовать, из-за локданов. Так и обострение с ЕС, где штат наших посольств сокращен до 2-3 человек и люди не могут в силу загрузки проводить выборы. Поэтому чемодан без ручки было решено бросить.
Будет меньше комиссий
Самое массовое звено любых выборов — участковые комиссии. Их создается примерно 5-6 тысяч по всей республике. Как правило, участки работают в школах и общежитиях, а к работе в них привлекают сотрудников государственных предприятий и вузов, врачей и учителей. От основной работы их временно освобождали, а выплата за участие в выборах составляла порядка 50-60 рублей. До 2020 года это не вызывало вопросов, система работала, однако на прошлых выборах именно участковые комиссии приняли на себя основной удар. В Минске было выбрано примерно 30 «показательных» участков, где организовали очереди, карусели, замедленное голосование, потом их блокирование вместе с «альтернативным» подсчетом, где оппозиции нарисовали до 80-90% и выдавали это за результат по республике.
Все это активно освещалось в СМИ с растущей агрессией, и к вечеру 9 августа некоторые комиссии пришлось доставать буквально из окон, потому что вход перекрывала орущая толпа «избирателей». То есть обычные люди, например, учителя, с одной стороны, рисковали жизнью и здоровьем за 50 рублей (а многим еще рассылали угрозы на телефоны и приносили именные похоронные венки к заборам школ). А с другой стороны — у МВД по столице банально не хватало сил обеспечить безопасность всех таких объектов, применялась тактика распыления сил.
Поэтому на предстоящих выборах участков будет создано меньше, сократят и их численность, а также задачи. К примеру, участок будет только считать явку и опечатывать голоса в урне, а подсчет будет вести окружная или столичная городская комиссия, что предлагается как один из вариантов. В таком случае снизятся давление и нагрузка на участковые комиссии и одновременно будет проще обеспечивать безопасность их членов.
Отмена порога явки для округов парламента
Ранее порог уже отменяли для местных Советов — были очень большие проблемы с явкой, особенно в сельской местности, где округ мог объединять несколько разбросанных на 15-20 километров деревень или поселков с небольшим населением. Не меньше проблем было и с кандидатами — в некоторых сельских округах их просто не выдвигали больше одного. В итоге конкурс по республике в худшие годы не дотягивал даже до двух человек. Ситуация была сложной, и витала идея вообще упразднить местный уровень. Но пошли другим путем —теперь местные Советы будут выбирать в один день с депутатами парламента, явка будет выше. Но при этом порог в 50% отменяют и для парламентских выборов. Комиссиям будет проще работать и считать явку. Кроме того, будет исключена ситуация, когда явка не набирается, а значит, вся трата денег и ресурсов теряет смысл. Выборы состоятся в любом случае.
Для сравнения, в 1995 году, когда по первой редакции Конституции впервые применили порог явки, граждане аж в два тура еле смогли выбрать 119 депутатов из 260, то есть меньше половины тогдашнего Верховного Совета. Это привело к тому, что страна год работала практически без парламента, а исполнительная власть не занималась ничем другим, кроме организации перевыборов. Такая ситуация должна быть в принципе исключена, в противном случае не будет утвержден бюджет страны, не говоря уже о падении доверия к власти, которая не может организовать даже собственные выборы, не говоря о каких-то более сложных мероприятиях.
Человек в телогрейке
Некоторое удивление вызывает норма о том, что теперь голосовать смогут те, кто находится в следственных изоляторах. Ранее действовало правило, что таких лиц можно было избирать — гражданин оставался в списках, даже если вдруг попадал под следствие, норма гарантировала защиту от давления. Теперь возможность голосовать появится у самих подследственных, правда, сложно сказать, что им это даст, кроме некоторого разнообразия очень скучного распорядка.
Правда, если гражданин потом окажется в местах лишения свободы, влиять на общественную жизнь государства он оттуда вряд ли сможет, и хорошо, если вообще выйдет до следующих выборов. А вот сотрудники СИЗО помимо основных, не самых простых обязанностей, теперь будут проводить и голосование (видимо, по территориальному округу адреса колонии).
Вероятно, это такой политический ход, чтобы показать Западу высшую степень демократии.
P.S. Если вы видите и знаете, как можно улучшить или упростить избирательный процесс, принимали участие в выборах разных уровней, были наблюдателем или членом комиссии — об этом можно написать в свободной форме, внести предложения, свои мысли или критику. Для этого работает специальный сайт. В поиске нужно вбить «Правовой форум Беларуси» либо адрес https://forumpravo.by, а затем найти раздел «Публичное обсуждение проектов НПА». Не обязательно быть юристом, нужен просто здравый смысл. Если ваше предложение ценно, специалисты сами приведут его в юридическую форму и внесут в документ.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!