Неизвестные герои. О подвиге в бою за безымянную высоту на Витебщине

«На безымянной высоте» — не просто популярная песня о Великой Отечественной войне, записанная для кинофильма «Тишина», автором слов которой был поэт Михаил Матусовский, положенных на музыку композитора Вениамина Баснера. Песня написана на основе реальных событий: боя 18 советских солдат 8-й роты 718 полка 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта под командованием лейтенанта Евгения Порошина против значительно превосходящих по численности сил противника в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на высоте у деревни Рубежанка Калужской области.

По воспоминаниям поэта Михаила Матусовского впервые об этом бое он услышал во время службы в газете 2-го Белорусского фронта от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки. Впоследствии он вспомнил об этой истории в начале 60-х годов, когда ему предложили написать песню к кинофильму. Из его воспоминаний:
«А припомнилось мне все это снова, когда в начале 1960-х годов режиссер Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух главных героев картины. Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!..»
Вот лишь несколько строк из той песни:
Дымилась роща под горою,
А вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших
Лежать осталось в темноте…
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
А тогда редактор фронтовой дивизионной газеты Николай Чайка одним из первых с наступающими войсками попал на ту высоту. Его потрясло то, что он увидел:
«В лужах своей и чужой крови лежали наши бойцы, кто, сжимая гранату, кто с пальцем на спусковом крючке автомата. Вся высота была буквально завалена осколками, стреляными гильзами, пустыми дисками, касками».
Позже, как мы уже знаем, он рассказал об увиденном поэту Михаилу Матусовскому, который через 20 лет написал стихи к песне о безымянной высоте. Если бы не эта песня, полюбившаяся всей стране, подвиг восемнадцати сибиряков канул бы в безвестность — подобных боев за безымянные высоты в годы войны были многие сотни. Но благодаря творению Михаила Матусовского и композитора Вениамина Баснера, насмерть стоявшие бойцы за высоту 224,1 стали примером храбрости.

О подвиге в бою за безымянную высоту на Витебщине
13 декабря 1943 года началось наступление советских войск с целью освобождения областного центра Беларуси, города Витебска, но тогда удалось добиться успеха лишь освободив населенный пункт Городок. В ходе тех жестоких боев и совершили подвиг, аналогичный воспетому в песне «На безымянной высоте», бойцы 4-й роты 875 стрелкового полка 158-й стрелковой дивизии.
Рано утром 26 декабря 1943 года 4-я стрелковая рота лейтенанта Ивана Бесхлебного, в которой в строю осталось всего 27 человек, выполняя боевую задачу, скрытно подобравшись, захватила господствующую высоту южнее деревни Ковшири (деревня, существовавшая между деревнями Дрюково и Лужино, прим.), как было указано в журнале боевых действий 875-го стрелкового полк за 26 декабря 1943 года:
«Вскоре наступивший рассвет не позволил ввести в траншею остальные подразделения полка, вынужденных в ожидании сигнала атаки окопаться на достигнутом рубеже. Заняв в 8:30 траншею, рота в ожидании сигнала атаки находилась в готовности наступать. Перенесенное на поздний час сигнал атаки дал возможность немцам прийти в готовность, и в 9:15 силами до 60 человек контратаковать роту навязав ей гранатный бой. Соседи роты, находясь от нее справа и слева, не могли ввиду рельефа местности поддержать роту огнем и поддержать ее в ведении боя с превосходящими силами противника».
Противник, стремясь вернуть утерянную высоту, предпринял шесть ожесточенных контратак, обойдя роту лейтенанта Бесхлебного с флангов и обрушив на смельчаков ураганный артиллерийский и минометный огонь. Лейтенант Бесхлебный умело организовал круговую оборону, и бойцы роты с исключительным мужеством отразили все контратаки врага, подбрасывавшего для взятия высоты свежие силы. В шестичасовом ожесточенном бою наши воины удерживали высоту, но ряды защитников редели, пробиться же к ним, пытавшийся атаковать 875-й стрелковый полк, не смог…
Смертью храбрых полегли 26 бойцов и офицеров роты Ивана Бесхлебного, в живых остался красноармеец Михаил Рапуков, которого раненным лейтенант отправил в штаб полка с докладом и просьбой о помощи.
В бою на Безымянной высоте мужественно дрались с врагом:
командир 4-й стрелковой роты 875-го стрелкового полка лейтенант Иван Ефимович Бесхлебный из Новосибирской области,
командир стрелкового взвода парторг роты лейтенант Павел Терентьевич Владимиров из Кировской области,
командир стрелкового взвода младший лейтенант Давид Борисович Идвабный из Одессы,
командир отделения сержант Виктор Николаевич Цветков из Ржева,
красноармейцы Петр Филиппович Шалимов из Удмуртии,
Михаил Григорьевич Рапуков из Краснодарского края,
Иван Егорович Чурилов из Архангельской области,
Николай Семенович Машенков из Коми АССР,
Семен Андреевич Левый из Самаркандской области,
Дмитрий Васильевич Кузьмин из Ярославля,
а также воины-полтавчане
Тихон Яковлевич Знахуренко,
Андрей Яковлевич Кобыльченко,
Петр Павлович Капинус,
Николай Антонович Бабенко,
Григорий Евменович Павлюченко,
Григорий Ефимович Шевченко,
Савелий Прокофьевич Горевой,
Федор Федорович Трусько,
Даниил Данилович Нужный,
Павел Васильевич Наумовский,
Григорий Федорович Мазур,
Трофим Григорьевич Марченко,
Григорий Михайлович Мирошниченко,
Мирон Михайлович Мудрак,
Игнат Моисеевич Кремпоха,
Степан Федорович Пятибрат и
Михаил Дмитриевич Коваль.

Это нужно не мертвым, это нужно живым! Знать и помнить
Армейская газета «Сын Родины» так писала в январе 1944 года об этом подвиге:
«Так бились герои на славном посту.
На землю спустилась темь…
И отстояли в бою высоту
Бессмертные двадцать семь».
Приказом командира 84-го стрелкового корпуса от 26 февраля 1944 года все двадцать семь героев боя на Безымянной высоте были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени, 26 -посмертно…
Отмечу, что командир 875 стрелкового полка представлял своих подчиненных к высшей награде, к званию Героя Советского Союза…
И еще штрих: начальник разведки 39 армии, в состав которой входил 875 стрелковый полк, Максимилиан Волошин в своих воспоминаниях утверждал, что
«… из 27 героев трое остались в живых. Рядовой М. Рапуков, истекая кровью, сумел добраться до ямы и укрылся в ней. Рядовые П. Капинус и А. Кобыльченко, будучи тяжело раненными, были захвачены в плен. Первый из них погиб в концлагере, второй выжил и был освобожден в 1945 году. Тела бойцов и командиров, павших в неравной схватке с врагом, были похоронены в братской могиле тут же на безымянной высоте. Впрочем, с той поры у нас в 39-й армии ее называли не иначе, как «Высота 27 героев».
Но официально оба указанные им (П.Капинус и А.Кобыльченко) значатся в списке погибших.
Через 25 лет после того боя было в деревне Дрюково Витебского района, около автотрассы, была поставлена бетонная стела, с такой памятной табличкой:

«Никто не забыт и ничто не забыто. Здесь, в районе деревень Дрюково и Ковшири, 26 декабря 1943 года 27 воинов-героев 4 роты 875 полка 158 стрелковой дивизии под командованием лейтенанта Бесхлебного И.Е. совершили бессмертный подвиг, защищая родную землю от фашистских орд. Вечная слава героям! Июль 1969 г.»
Особо же радует, что недавно имя лейтенанта Ивана Ефимовича Бесхлебного присвоено средней школе в агрогородке Вороны Витебского района!

Ирина Кротова, руководитель клуба «Патриот» Вороновской средней школы Витебского района имени И. Е.Бесхлебного:
У нас подступают слезы, много эмоции. Нас поздравляют, что мы не забыли своего бойца. Хотя звание Героя ему официально не дали, но для нас он все равно остался героем. Дети по школе бегают и говорят: «Мы — бесхлебновцы».
На торжественную церемонию из Кемерово приехали родственники лейтенанта Ивана Бесхлебного. Они посетили школьный музей, где один из стендов посвящен подвигу 27 «витебских панфиловцев», как в народе называют бойцов-героев роты Ивана Бесхлебного, а также пообщались с поисковиками, ведущих раскопки на месте предположительного захоронения героев.
Георгий Бесхлебный, внучатый племянник И. Е. Бесхлебного:
Помнить героев нужно обязательно. Если мы помним свою историю, у нас есть будущее. Как только нам сказали, что будет присвоение, мы, не раздумывая, решили ехать. Мы побывали на раскопках и были на том месте, где проходили бои.
И это лишь один рассказ о беспримерном мужестве наших советских воинов на многочисленных безымянных высотах Великой Отечественной войны. А сколько их было….
Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна, сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте
