Белорус бросил бизнес в Чехии и вернулся домой спустя 23 года
До пяти лет — Владикавказ, затем — два года в Солигорске, еще пять — в Якутии, а потом — переезд в Чехию. Таким насыщенным на смену пейзажей было детство Александра Жака.
Примерно в 11-12 лет он вместе с родителями перебрался в Европу, прожил там 23 года, построил карьеру и внезапно столкнулся с русофобией. Взвесив все «за» и «против», Александр принял решение вернуться на родину, в Беларусь. Здесь он работает в киноиндустрии и строит личную жизнь, на которую раньше не хватало времени.
«Для меня это было странно»

Тогда, в 12 лет, переезд в Чехию дался Александру достаточно легко. Он сразу пошел в школу, попутно изучая местный язык. Впоследствии получил экономическое образование, параллельно занимался спортом и увлекался съемками. Он делал рекламные ролики, запечатлевал спортивные мероприятия, в частности, чемпионаты мира и Европы по скайдайвингу. Но делать карьеру в Чехии помешало неожиданное препятствие.

— Последние годы работать было невозможно из-за русофобии. У меня не забирали некоторые заказы, которые уже были готовым отснятым материалом, меня не брали на новые съемки. И даже в упрек сказали: «Ну, ты русскоговорящий». Несмотря на то, какой у меня паспорт и как я работаю, — возмущен Александр. — Для меня это было странно. А последний год и вовсе стал терять мотивацию, потому что в творчестве нужно чем-то вдохновляться, а у меня получалось наоборот. Я сидел в своей комнате, монтажке и думал, зачем все это делаю.
Страдала и личная жизнь Александра. В Чехии у него была собственная компания, а это работа 24 часа в сутки. Понятно, что в таком графике на создание семьи времени особо не выкроишь.

А в прошлом году Александр с родителями приехал в Минск, провел здесь неделю и весьма впечатлился. Тут почувствовал гостеприимство, которого не хватало в Чехии.
Историческое здание и два бомжа
— По моему опыту, как туристическая страна Чехия замечательна, но сейчас не лучший вариант. Это говорю, основываясь на факты, — уверяет Александр. — Проживание, питание, безопасность, образование очень сильно ухудшились. Это после ковида началось. Все выросло в ценах, но зарплата не повышалась. Пошел закупиться в супермаркет — там прилавки пустеют. Выбора почти нет, потому что в основном все привозят, нет своего.
В Беларуси же от изобилия продуктов у Александра разбегались глаза. Вероятно, такая картинка повергнет в шок среднестатистического чеха, ведь их мнение о нашей стране весьма стереотипно.

— Они все время думают, что здесь какой-то жесткий диктатор живет, — рассказывает Александр. — Они даже думают, что здесь деревянные туалеты. Когда я в общении говорил, что еду в Минск, спрашивали: «А что ты там будешь делать?» Я говорю: «Вы хоть знаете, что там за город? Ты там был?» Мне отвечают: «Не был. Там же ничего нет».
Что же в это время происходит в самой Европе? Если вкратце, то — полная демократия. Правда, выражается необычными способами. Например, бездомных не трогают, поскольку это их выбор жить на улице. А свобода выбора, как известно, основа демократии.
— Безопасность в Чехии есть, но намного все ухудшилось за последние лет десять. В моем городе Теплице, в Праге, Пльзени, Брно, других, к сожалению, безопасность ушла в другой ресурс — идеология свободы, — описывает ситуацию Александр. — То есть ты свободен, делай что хочешь. В Теплице, например, стоят лазни, которым по 300-500 лет, и рядом лежат два бомжа.
«Меня окружают талантливые люди»
Расставание с Чехией далось Александру довольно легко. В Беларуси он сразу почувствовал себя комфортно, поэтому сомнений в правильности выбора за восемь месяцев не возникло. Быстро нашел работу, проявив упорство и настойчивость.

— Я всегда хотел попасть в киноиндустрию. Отправлял резюме на «Беларусьфильм» и добился того, что позвали на собеседование. Показал свои работы, все обсудили. У меня был испытательный срок три месяца, а сейчас работаю в студии звукомонтажа. Делаю документальные фильмы, хочу перейти на игровые, — говорит Александр.
По наблюдениям Александра, в Беларуси цифровизация общества в 5-10 раз превышает уровень Чехии. Даже такая привычная для нас услуга, как «ЕРИП», там покажется чем-то удивительным. Да и банковская система в плане скорости операций в Беларуси существенно ушла вперед: что в Чехии делается по три дня, у нас — за пару часов.
О белорусской киноиндустрии бытуют различные мнения. Но ведь интересно узнать, каким наше кино видит человек, более двадцати лет проживший в другой стране. Александр рассуждает следующим образом:
— Развитие есть. Я знакомлюсь и работаю с разными режиссерами и могу сказать, что меня окружают талантливые люди, которые имеют свое мнение и умеют работать. Они закладывают хороший фундамент для развития. Раньше слышал, что выпускали больше фильмов в год, а сейчас — три-четыре. Но не могу сказать, что вообще ничего не происходит. Плюсов больше, чем минусов. В славянских странах очень сильно развито актерство. Что касается Голливуда, там больше делают акцент на звук, картинку, а игра актеров уходит на второй план.

«Я чувствую себя белорусом. Было время, когда ощущал себя чехом. Родители передают ценности, ты это понимаешь. Но как только выходишь из дома, в социум, чувствуешь все иначе. Потом уже, когда 30 лет исполнилось, начал смотреть на жизнь другими глазами и выбрал свое осознанно. Вернулся к корням».
Но все же невольно задумываешься: не скучно ли Александру в Беларуси? Ведь там, в Чехии, был свой бизнес, разнообразные проекты. Однако он сам проблемы не видит:
— Нет, не скучно. Есть новые цели, работа, новое для меня окружение — люди, которые общаются на родном языке. Возвращаться в Чехию точно не планирую. Хочу семью, чтобы вторая половина была счастлива, чтобы ее окружали спокойствие и домашний уют. Это самое главное. Создавать семью точно буду на родине.

Рекомендуем