Свидетель эпох: о чем 400 лет молчала деревянная церковь в Грицковичах Крупского района
Выстоять четыре столетия храма из дерева — это уже настоящий подвиг. Особенно на белорусской земле, где не утихали войны и противостояния. В стенах Спасо-Преображенской церкви на протяжении веков звучали молитвы тысяч верующих.


Священник Иоанн Шибеко, настоятель этой удивительной церкви в Грицковичах, а также Храма Успений Пресвятой Богородицы в Холопеничах, открыл журналисту «Минской правды» главы истории, полной загадок и потерь. А также поведал о событиях, которые помогли нам сохранить бесценное достояние предков.

Лабиринты истории на семи холмах
Говорят, на семи холмах стоит Рим. Но оказывается, не только Вечный город может похвастаться таким расположением. На семи холмах раскинулась и белорусская деревня Грицковичи в Крупском районе. И это не единственный предмет ее гордости.
Интересный факт: первое упоминание местной церкви датируется 1622 годом, в то время как сама деревня ведет летоисчисление лишь с 1772-го. В 2022 году в Грицковичах праздновали 250-летие.
Но факт остается фактом — раз церковь была, то и местное население также исключать не стоит. Отец Иоанн Шибеко рассказывает, что впервые Грицковичи были отмечены на картах Великого Княжества Литовского как поселение, которое насчитывало около 300 дворов. По самым скромным подсчетам, здесь жило полторы тысячи человек – в два раза больше, чем сегодня в городском поселке Холопеничах, который находится недалеко. Сейчас же в Грицковичах прописано около 70 человек, а фактически проживает и того меньше.
Интересно, что владели этими землями могущественные князья Сапеги, в то время как соседними Холопеничами — Хрептовичи. Отец Иоанн обращает внимание на странное, нелинейное расположение исторических наделов, которое, видимо, зависело от старинных дорог и границ церковных епархий.
— Здесь было настолько все смешано, — поясняет священник. — Часть территорий относилась к Минской епархии, часть — к Могилевской. Архивы последней, к сожалению, почти полностью утрачены. Карты менялись с каждым десятилетием, особенно в пограничных районах, таких как Крупский. Один раздел Речи Посполитой, второй, третий — и каждый раз перекраивалась церковная юрисдикция, благочиния, уезды, губернии.
Храм-долгожитель
Церковь Преображения Господня в Грицковичах можно назвать главной хранительницей времени в этих местах. Деревянный храм, который мы видим сегодня, пережил несколько перестроек и реставраций за четыре столетия.

— Нынешние стены, как я предполагаю, частично относятся еще к XVII веку, — делится наблюдениями отец Иоанн. — Видно по технологии, как рубили бревна. И уже этим храм уникален.
В 2021-2022 годах здесь провели масштабный, но бережный ремонт, приуроченный к 400-летнему юбилею святыни. Обновили полы, расчистили и покрасили стены, сняв советские панели ДСП, которые когда-то крепили для утепления. Оставили старинные двери, лишь счистив с них краску. Отреставрировали часть иконостаса. Храм преобразился, но не потерял духа старины. Освящал его после ремонта митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх Всея Беларуси.


Тайны каменных крестов и необычные подсвечники
На территории храма внимание посетителей сразу привлекают массивные каменные кресты. Их происхождение окутано тайной. На некоторых просматриваются надписи латиницей, на других — традиционные православные черты.

— Здесь они находились издавна, — рассказывает настоятель. — В Беларуси старые кладбища часто многослойные. И было время, когда к надгробным плитам и крестам относились недостаточно бережно: могли даже пустить на бордюры. А где-то свезли в одно место и оставили. Скорее всего, и у этих крестов такая же история. Хорошо, что им нашлось место у храма. Жаль, но где и над какими захоронениями они когда-то возвышались — теперь уже не узнать.

Внутри храма также хранятся артефакты, говорящие о сложном переплетении культур. Сохранились массивные латунные подсвечники, которые, как отмечает отец Иоанн, могли быть как в православной церкви, так и в костеле или даже синагоге. Был период, когда предметы культа могли странствовать из одного закрытого храма в другой, спасаясь от уничтожения. И видно, что нашлись люди, которые сумели их сохранить.

От амбара до реставрации
Удивительно, но в начале XX веке – в период гонений на веру — этот деревянный храм оставался действующим, в нем велись службы даже для жителей закрытого храма в Холопеничах. Но в конце 1930-х богослужения прекратились, а здание использовали как амбар для зерна.
— Это была ещё не самая плохая участь, — отмечает священник. — В Бобруйске, например, в кафедральном соборе был устроен рыбный цех, в алтаре отрезали головы селедке. Потом там был бассейн… А здесь, хотя бы, стены сохранились.


Особенно тяжелыми были годы хрущевских гонений на церковь, которые отец Иоанн, вслед за церковными историками, называет «хрущевскими заморозками». Именно тогда местные жители, в основном пожилые женщины, совершили маленький подвиг.
Настоятель с теплом в голосе рассказывает:
— Мои бабулечки-прихожанки до сих пор вспоминают, как тогда со всей деревни собрали кто что мог: мед, колбасу, сало, деньги. Все это отнесли уполномоченному, который прибыл в деревню с целью закрытия храма, и сказали: «Только, сынок, не закрывайте храм». И его не закрыли. Они потом говорили: «Батюшка, мы выкупили храм». Вот такая народная дипломатия.

Жизнь прихода сегодня
В храме и сегодня ведутся службы. И процент верующих, регулярно их посещающих, по современным меркам, очень высокий.
— Из 40 жителей деревни на службу приходит 10 человек. А это 25%, — приводит статистику священник. – Прекрасный показатель. Представьте, если бы в Крупках или Холопеничах в храм шла четверть населения… Они бы не вмещали всех желающих. Так что наш приход, хоть и маленький, но живой.
В Грицковичах сложилась добрая традиция проводить службу в День Независимости Беларуси. В прошлом году даже благочинный приезжал. В планах отца Иоанна после службы устраивать чаепития для прихожан — такой маленький праздник общения.

А вот на зиму и до празднования Пасхи богослужения в храме приостанавливаются. Потому что деревянное строение с высокими потолками натопить нелегко. Да и небезопасно. В церкви установлены батареи, но они дают чисто символическое тепло.
— За сутки где-то градус нагоняют, — улыбается отец Иоанн. — Руки погреть можно. Но свечи лучше греют. Так что зима в Грицковичах — время паузы. Кроме праздника Богоявления, конечно.
Народное благочестие
В интерьере храма, среди старинных образов, можно встретить и образцы народного творчества — иконы, написанные в 70-90-е годы прошлого века местными умельцами. Отец Иоанн с интересом рассматривает одну такую, на холсте, обращая внимание на использование старинных надстрочных знаков — титл.
— Это когда-то делалось для экономии места при написании богослужебных текстов и подписи икон, — поясняет он. — Сейчас таких знаков в письменности мы не встретим, разве что краткие буквы в белорусском языке. А здесь на иконе советского времени — чисто народное прочтение той традиции.

Ценных вещей и атрибутов в церкви не хранят, чтобы не было искушение для граждан, на руку не чистых. У которых нет ничего святого. А самым ценным в храме прихожане считают именно само место, где молились о здравии и мире на земле множество поколений предков.
Чтобы помнили…
Отец Иоанн мечтает установить у храма информационный баннер или табличку, чтобы каждый проезжающий мог прочитать короткую, но емкую историю этого места.

— Про эту церковь, на самом деле, рассказывать и рассказывать можно, — говорит он, окидывая взглядом строгие стены. — Наша главная задача сегодня сохранить то, что есть. Ведь храм в Грицковичах — это не просто архитектурный объект. Это живое свидетельство стойкости веры. Он стоит на семи холмах, как непокоренная крепость духа. И пока в его дверь на скрипучих петлях заходят хотя бы десять человек из сорока, чтобы поставить свечу и помолиться, история этого места продолжается.
Рекомендуем