Меню

Ускользающая нефть и нарковойны: что происходит в Венесуэле и к чему это приведет

Ускользающая нефть и нарковойны: что происходит в Венесуэле и к чему это приведет
Фото: AP, Reuters

Догонялки в масштабах большой политики – это когда США пытается остановить в море венесуэльский танкер с нефтью. Задерживают, а потом заявляют, что продолжат и дальше в этом ключе. Тем временем каждое новое обращение Трампа вызывает множество споров и рассуждений, объявит ли он о начале войны с Венесуэлой. Пока до таких крайних решений дело не доходит, но что дальше?

Гонки на лодках

Зачем вообще ловить танкер? В середине декабря Трамп через соцсети (а как иначе?) объявил: «Сегодня я отдаю приказ ввести тотальную и полную блокаду всех попавших под санкции нефтяных танкеров, идущих в Венесуэлу и из Венесуэлы». Разумеется, в ответ Венесуэла заявила о нарушении свободы торговли и мореплавания со стороны США. Но началась вся эта ситуация не вчера.

Разрыв дипломатических отношений между странами произошел в 2019-м, когда Америка поддержала Хуана Гуайдо, провозгласившего себя исполняющим обязанности президента Венесуэлы. Тот, разумеется, был более лоялен к Штатам, нежели Николас Мадуро. Тогда же американцы ввели санкции против Венесуэлы, под которые попала и крупнейшая нефтегазовая компания страны. Сейчас же перевозить нефть оттуда может только одна американская компания – Chevron.

Фото: US Army, носит иллюстративный характер

Недавно задержанный в море танкер стал уже третьим, причем предыдущие два были задержаны на пару дней ранее. Направлялся он в Венесуэлу и, согласно принятым США решениям, «принадлежит к теневому флоту, который помогает Венесуэле незаконно обходить санкции». Кроме того, по сообщения американских СМИ, судно шло под флагом Панамы.

А вся нефть, полученная в результате захвата танкеров, достанется Америке. Так Трамп решил.

Выигрывают Китай и Россия?

Законны санкции или нет, но по экономике Венесуэлы, без того находящейся не в лучшем положении, бьют они серьезно. Страна обладает крупнейшими запасами нефти в мире. Для сравнения: у США запасов в пять раз меньше. Еще в начале 2000-х Венесуэла поставляла в США  около 1,5-2 млн баррелей в сутки, но лавочка закрылась с приходом к власти Уго Чавеса. Тот занялся преобразованием нефтяного сектора страны: приоритет теперь стали отдавать внутренним целям, нежели экспортным рынкам.

И теперь крупнейшим покупателем венесуэльской нефти является… Китай. На страну приходится до 85% экспорта Венесуэлы. Есть еще один интересный факт. В этом году Россия обошла Штаты по поставкам нафты в Венесуэлу. Для справки: нафту можно использовать для разжижения нефти, что обеспечивает ее транспортировку по нефтепроводам. Оказалось, российское сырье и сравнительно дешевое, и качественное. Таким образом США, пытаясь присвоить себе все запасы чужой нефти, сдало их прямому конкуренту. Теперь же, когда уже пришло осознание тщетности экономических жестких мер, ничего не остается, как применять меры физические.

Трамп все-таки в первую очередь бизнесмен, а не политик. Он знает, как зарабатывать миллиарды, но в миротворческой миссии, на которую он сам себя подписал, ему пока нужно поднабраться опыта. Или же учиться на чужих ошибках. Привело ли к чему-то положительному разрушение Ирака, основанное на одной неопознанной пробирке? Только к разрушениям и вновь вспыхивающим конфликтам.

У кого еще хуже…

Причина «Нам нужна нефть» звучит недостаточно веско для развязывания военного конфликта. Так что США используют другой аргумент: с помощью грубой силы они пытаются остановить наркотрафик из Венесуэлы. Это не значит, что Штаты где-то из воздуха взяли запрещенные вещества и подкинули на соседний материк. Так, в 1980-х территория Венесуэлы стала перевалочным пунктом для транспортировки наркотических веществ из Колумбии в США и страны Европы. Вопрос не решен и по сей день. Венесуэла – страна со своими неоднозначными моментами. Там имеются проблемы и в экономике, и в безопасности. Но ведь чем выше уровень благосостояния граждан, тем ниже уровень преступности. Штаты же своими ограничительными мерами продолжают наносить урон экономике Венесуэлы, тем самым заставляя страну заниматься теневым бизнесом.

Однако Венесуэу точно не назовешь страной, доставляющей наибольшее количество проблем на американском континенте. Так, следующей целью в борьбе с наркотрафиком в Карибском бассейне Трамп выбрал Колумбию. Эта страна в принципе известна наркокартелями, особенно распространившими свое влияние в 1970-1990-х. Сейчас в Колумбии продолжают действовать кокаиновые фабрики, растут посевные площади запрещенного вещества. А где есть предложение, там рождается спрос. И наоборот. Пока этот порочный круг колумбийского наркотрафика не смог разомкнуть даже Трамп.

Не лучше ситуация в Мексике. В этой латиноамериканской стране власть до сих пор находится в руках наркокартелей. Там они развили свою бизнес-деятельность до таких масштабов, что, по сути, превратились в транснациональные корпорации. А ведь Мексика непосредственно граничит со Штатами. С ней, кстати, Трамп обещал разобраться еще в свой первый президентский срок.

На фоне других латиноамериканских стран Венесуэла смотрится даже выигрышно. У нее есть лидер – Николас Мадуро. Уже тот факт, что многим жителям далеких государств, в том числе Беларуси, известно его имя, говорит о многом. Пока в Колумбии и Мексике картели разбираются, кто из них главнее, Венесуэла продолжает идти путем, избранным еще Уго Чавесом.

Так будет ли война? В последнее время количество сообщений о нанесенных США ударах увеличилось. Бьют по судам, подозреваемым в транспортировках наркотиках. Трампу с его миротворческой деятельностью затевать военный конфликт — значит терять бонусы, а он человек прагматичный. Впрочем, свои действия он вполне может оправдать борьбой за светлое будущее человечества, не обремененное наркотическими веществами. Да и не следует забывать, что правительство США – это не только президент. Вот только выгоды война с Венесуэлой никому не принесет. А здравый смысл даже в Штатах обязан быть.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59