Меню
Голас Любаншчыны

За его голову немцы объявляли вознаграждение. История командира диверсантов Евгения Мирковского

Фото: из открытых источников

Два с половиной года отряд «Ходоки», а немцы называли «Белыми призраками», действовал на территории Орловской, Гомельской, Черниговской, Житомирской и Брестской областей, пройдя по тылам немецко-фашистских захватчиков с боями путь в 3,5 тысячи километров.

Разведывательная, диверсионная и боевая деятельность отряда «Ходоки» отличалась особой находчивостью и дерзостью. Не случайно гитлеровское командование, потеряв надежду поймать Евгения Мирковского и разгромить его отряд, назначило за голову командира огромную денежную премию.

На боевом счету «Ходоков» за период пребывания в тылу врага с 15 марта 1942 года по 20 августа 1944 года: 51 пущенный под откос вражеский эшелон (из них три бронепоезда), 10 уничтоженных железнодорожных и шоссейных мостов, два уничтоженных самолета, 75 танков и автомашин, а в 39 прямых боевых столкновениях было убито и ранено без малого четыре тысячи солдат и офицеров фашистской Германии.

«Ночью бесшумно подбирались к базам, складам хранения горючего, боеприпасов, осуществляли там диверсионные акты, и так же бесшумно удалялись. Немцы ничего не могли с ними сделать» – такова одна из оценок боевой деятельности отряда полковника Евгения Ивановича Мирковского, ставшего Героем Советского Союза, военными историками.

Кратко о корнях и боевом пути Евгения Мирковского

Почему кратко? Да потому, что некоторые операции, разработанные им и проведенные бойцами его отряда «Ходоки», до сих пор изучаются в диверсионных школах многих стран мира…

Евгений Мирковский родился в 1904 году в Минске, в семье мелкого чиновника, прошел трудовую закалку, а в 1925 году по комсомольскому набору он был направлен в специальный орган государственной безопасности Советского Союза — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). В 20-е годы прошлого столетия Евгений Мирковский служил в пограничных войсках на западной границе СССР, которая тогда была напряженной точкой на карте молодого государства. Мирковский успешно ловил нарушителей границы, а также в составе отрядов советских органов госбезопасности забрасывался на польскую территорию для проведения диверсий, затем толкового пограничника отправили учиться в Минское военное пехотное училище. 

А весной 1941 года Евгений Мирковский, как перспективный офицер госбезопасности, учился в Московской Высшей школе Народного Комиссариата Внутренних Дел — НКВД. В начале Великой Отечественной войны капитана Мирковского назначили командиром роты отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД, бойцы которой участвовали в минировании окраин Москвы, ряда зданий столицы и готовились к уличным боям в самом городе. Когда же началась битва за Москву, группы и отряды бригады действовали в тылу врага, тогда и прошел свое боевое крещение Евгений Мирковский.

А в январе 1942 года Евгений Мирковский возглавил отряд, набранный им из спортсменов-лыжников, и получивший название «Ходоки».

Их, несколько десятков бойцов спецгруппы «Ходоки», закинули за линию фронта на границу Белоруссии и Украины. За месяц группа Мирковского прошла по немецким тылам порядка 600 километров и добралась до Житомирщины. В Житомире «Ходоками» были взорваны электростанция, здание городского телеграфа, совершены другие диверсии. Так, успешной операцией стал захват диверсантами в офицерской столовой Житомира гауптштурмфюрера СС, а через несколько дней в Житомире были взорваны нефтебаза и несколько зданий аэродрома. Затем Евгений Мирковский провел блестящую операцию, когда «Ходоки» уничтожили железнодорожную станцию Радча. Железнодорожные пути на станции восстанавливал венгерский батальон, и по плану Мирковского «Ходоки» захватили и заставили венгерского унтер-офицера провести их на станцию. Там часть бойцов Мирковского сняли часовых и заняли их места, другие бесшумно проникли в дом, где спали немецкие офицеры и ликвидировали их. После этого заминировали и взорвали все станционные постройки. Движение по магистрали Овруч — Чернигов было парализовано в самый разгар Курской битвы. Только за май 1943 года за линией фронта «Ходоки» пустили под откос несколько эшелонов с живой силой противника и боеприпасами, уничтожили около десятка грузовиков с солдатами, ремонтную базу с 49 автомобилями. Свыше двадцати раз отряд Мирковского выводил из строя подземный кабель, соединявший Берлин со штабом группы армии «Центр».

Осенью 1943 года отряд Мирковского переместился в Западную Белоруссию, где продолжил успешную боевую работу в немецких тылах. И только летом 1944 года, после почти 2,5 лет нахождения в тылу врага, отряд «Ходоки» соединился с частями Красной Армии. За это время «Ходоки» (в отряде было всего порядка 300 человек, прим.) уничтожили в общей сложности около 4-х тысяч солдат и офицеров противника, на их счету свыше 50 пущенных под откос эшелонов, два сожженных на земле гитлеровских самолета и масса ценнейшей информации, направленной в Центр.

В конце 1944 года Евгений Иванович Мирковский вернулся в Москву, за свои боевые дела он стал подполковником и удостоился звания Героя Советского Союза.

И снова боевая работа, на сей раз в феврале 1945 года Евгений Мирковский во главе спецгруппы Народного Комиссариата Государственной безопасности— НКГБ снова направляется в западные области Украины и Белоруссии, для борьбы с отрядами украинских и белорусских националистов. А несколько позже спецгруппа Мирковского воевала также и и с литовскими националистами.

Послевоенная служба Героя Советского Союза, полковника Евгения Ивановича Мирковского в органах государственной безопасности СССР продолжалась до выхода его в отставку в 1955 году.

Образ Евгения Мирковского в книге Клима Дегтярева «Супермены Сталина. Диверсанты страны советов»

«Первомайский подарок»

Так Евгений Мирковский назвал серию терактов, которые спланировали и провели бойцы отряда «Ходоки».

Первая атака «террористов» произошла в конце апреля 1943 года. Все началось со взрыва электростанции в Житомире. Эту акцию реализовали Анна Полищук и военнопленный Константин Суханкин. Им удалось благополучно уйти в партизанский отряд. Через сорок пять минут взрыв раздался в здании городского телеграфа.

После этих двух ЧП один из руководителей местной оккупационной администрации — гебитскомиссар Мегис созвал экстренное совещание. Во время этого мероприятия в письменном столе гитлеровца взорвалась мина замедленного действия, уничтожившая инициатора встречи. В тот же день взрыв прозвучал в здании редакции националистической газеты «Голос Волыни». Затем группа в составе М. Карапузова, С. Полищука, Т. Мешкова, Н. Крамского, К. Анисимова захватила в офицерской столовой капитана войск СС Фохта Армина с ценными документами и доставила пленного в расположение отряда.

Первого мая четыре немецких офицера вошли в здание районной комендатуры, открыли дверь кабинета коменданта капитана фон Динштейна. Прозвучала команда: «Хенде хох!» Капитан поднял руки. Один из чекистов достал из кармана бумагу и зачитал приговор…

Через несколько дней в Житомире были взорваны нефтебаза, аэродромные объекты.

Операции спланировали подпольщики во главе с омсбоновцем Николаем Чайкой.

Эти действия диверсантов вызвали панику. Из Фастова был вызван эшелон с охранными войсками.

Радчинская операция

А вот пример другой акции — так называемой «Радчинской операции».

Железнодорожная ветка Овруч — Чернигов во время оккупации не использовалась и пришла в негодность. Внезапно фашисты решили ее восстановить и на станцию Радча прислали венгерский саперный батальон. Евгений Иванович Мирковский сообщил об этом в Москву. В ответ Центр приказал любой ценой сорвать восстановление ветки.

Атаковать объект силами спецгруппы «Ходоки» было равносильно самоубийству. Основную опасность представлял не сам саперный батальон (200 человек), а дислоцировавшийся в двух километрах от станции в деревне Новая Радча охранный полк (1500 человек с минометами и бронетехникой). Привлекать к операции другие партизанские отряды — на это уйдет много времени, да и немцы могут обнаружить подготовку операции и принять контрмеры. Поэтому командир отряда им. Дзержинского принял решение атаковать силами собственного отряда.

Для начала изучили объект, где планировалось совершить диверсию. Выяснили, что шесть немецких офицеров жили в каменном домике начальника станции. Толстые каменные стены и окна без решеток. Солдаты спали в казарме — деревянное здание, окна без решеток. В отдельно стоящем караульном помещении 25 человек, плюс четверо часовых на постах.

Начали искать способы проникновения на объект. Вышли на семейную пару поляков. Он служит на железной дороге, а она — поваром в батальоне. Муж, не без оснований, ревновал свою жену к одному из обер-​ефрейторов. Этим и воспользовались партизаны. Когда вояка находился на дежурстве, «рогоносец» привел пятерых партизан во главе с Мирковским к себе домой. Любовника вытащили в буквальном смысле из постели и заставили произвести смену часовых. На посты стали одетые в немецкую форму советские патриоты. Затем гранатами закидали помещение, где жили офицеры. Двухсот венгров отпустили живыми, снабдив их продовольствием, взятым со склада.

Немцы больше не пытались проводить восстановительные работы на этой станции. «

В память о герое-диверсанте Мирковском

В честь Героя Советского Союза Евгения Мирковского, уроженца города Минска, 11 ноября 2022 года была открыта мемориальная доска, памятный знак разместился на территории отстроенного микрорайона. Ранее же, в ходе памятных мероприятий, посвященных вековому юбилею пограничной службы Республики Беларусь, одна из улиц в этом же микрорайоне столицы Беларуси была названа в честь Евгения Мирковского. 

А поэт из города Южноуральска Николай Басов посвятил светлой памяти нашего земляка Евгения Ивановича Мирковского стихи :

Он командир отряда «Ходоки»,
Враги их «смерть на лыжах» называли.
Как призраки они были легки,
Как появлялись, так и исчезали.

Они прошли по вражеским тылам
Как нож сквозь масло, многих гарнизонов.
И оставался после них бедлам
От взорванных мостов и эшелонов.

Был командир на выдумки горазд,
Но обладал и мудростью военной.
В отряд лишь тех, кто явно не предаст —
Чутье в то время было вещью ценной.

В войну и хитрость все-таки не грех,
Ведь не на жизнь, а на смерть люди бились.
Чтобы во всем сопутствовал успех —
Бойцы подчас в бандеровцев рядились.

Да, грешником бывает и святой,
Но командир в веках себя прославил:
Был чист перед бойцами и собой,
И ни в большом, ни в малом не лукавил.

Особенностью обладает стих,
Не перечислишь всех заслуг отряда.
Но каждая, поверьте мне, из них
Воспринималась фронтом как награда.

Победный год, февральская пурга,
Он с группою, запомни же, дружище:
Выискивали скрытого врага,
Чтоб мир стал и спокойнее, и чище.

ГУ" Березинский районный центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций"
Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59