Меню

Тур в белорусскую зону отчуждения. Как выглядит эта территория сегодня

Тур в белорусскую зону отчуждения. Как выглядит эта территория сегодня
Фото: автора

Тема аварии на Чернобыльской АЭС интересовала меня с детства — без особых на то причин. Так сложилось, что один лишь вид атомной электростанции завораживал, а любое упоминание о ней автоматически переводило в рабочее положение под названием «ушки на макушке». Поэтому мои визиты в белорусскую зону отчуждения — не развлечения ради, а из искреннего интереса к данной теме и сильного желания прикоснуться к трагедии, даже спустя несколько десятилетий.

О поездках в зону отчуждения я узнала благодаря одной из соцсетей. Впервые попала на эту запретную территорию в декабре 2023 года, а затем побывала там еще два раза. Сказать, что понравилось, значит не сказать ничего. О затерянных в глухих лесах Полесья следах Советского Союза, белорусском прототипе города атомщиков Припяти и взаимосвязи Брагинского района и сериала «Чернобыль» от HBO — в репортаже «МП».

Посетить белорусскую зону отчуждения можно двумя способами: оставив заявку непосредственно на сайте Полесского государственного радиационно-экологического заповедника или воспользовавшись услугами единственного в стране гида по закрытым уголкам белорусского Полесья — Петра Филона. В обоих случаях визит в зону полностью легален и безопасен. Однако я выбрала второй вариант.

В 2023-м гомельчанин Петр стал экскурсоводом года по итогам республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь». За его плечами — большой опыт организации поездок как в белорусскую часть зоны отчуждения, так и в украинскую. Интуиция подсказывала мне, что однодневный тур в компании опытного гида не разочарует. Так все и вышло.

От значка ГТО к олимпийским медалям

Первым из посещенных мной районов оказался Хойникский. Он идеален для тех, кто только знакомится с зоной отчуждения.

05.В музее. Дозиметры

После прохождения КПП «Бабчин» группа туристов осматривает музей заповедника, включающий четыре зала с архивными фотографиями времен ликвидации последствий аварии, экспозицией дозиметров различных модификаций, а также чучелами животных и птиц, населяющих зону отчуждения, и предметами деревенского быта зоны.

В самом Бабчине сохранилось здание школы, один из корпусов которой в прошлом — усадьба 19-го века. Кстати, опознать усадебный дом не так уж сложно: на потолках помещений можно увидеть роскошную лепнину.

Продвинувшись вглубь зоны, к ее тридцатикилометровой границе, турист попадает на еще один КПП, где хорошо сохранился участок с колючей проволокой, установленной в 1986 году.

На территории контрольно-пропускного пункта расположен зубропитомник, который насчитывает 200 с лишним голов этого мощного зверя. Зимой животные собираются возле кормушки, огражденной забором, и можно полюбоваться на один из символов Беларуси с расстояния вытянутой руки.

Следующий пункт назначения — довольно крупная деревня Оревичи. Благодаря кинопроекционной комнате местного Дома культуры полное погружение в ушедшую эпоху обеспечено: среди груды бумаг и мусора мне удалось отыскать множество киноафиш, газет за начало 1986 года, киноабонементы, агитационные плакаты и даже бутылки из-под Пепси-Колы. В детском саду повсюду разбросаны игрушки и поделки из цветной бумаги и картона.

Имея на руках дозиметр, сложно было удержаться от соблазна измерить радиационный фон. Возле одного из заброшенных домов он составил 1.52 мкЗв/ч при норме для нашей страны 0.10 — 0.15 мкЗв/ч, т.е. примерно в 10 раз выше.

На первом этаже Оревичской школы — сплошные фанерные агитки в духе «Готов к труду и обороне СССР». Даже у родившегося на излете великой страны человека этот уцелевший уголок Советского Союза не может не вызвать умиления…

В кабинете физики стол учителя заставлен оборудованием, необходимым для проведения уроков. Здесь же — классные журналы, тетради, праздничные открытки и даже слайды диафильмов, содержание которых уже невозможно понять. Одной из особенностей зданий в зоне отчуждения является некая постановочность — когда все предметы чьей-то заботливой рукой собраны в одном месте. С другой стороны — это удобно, ведь не нужно ходить и искать их в груде мусора и обломков.

Недалеко от школы расположена площадка с лавочкой. Именно с этого места 27 апреля 1986 года отправлялся автобус, который эвакуировал людей из деревни. Если поднести дозиметр к земле, то он покажет превышение нормы радиации в 50 с лишним раз. Говорят, возле этой лавочки местные жители мыли обувь перед тем, как сесть в автобус и покинуть деревню навсегда.

Кстати, в Оревичах расположен и единственный из сохранившихся в зоне памятников Ленину.

Осмотрев заброшенные дома в еще одной деревне — Дроньки — группа отправляется в последний пункт назначения — село Погонное, известное большим количеством заброшенной сельскохозяйственной техники.

До аварии в Погонном располагался крупный колхоз. Здесь хорошо сохранились здания коровников, свинарников, хлебозавода. В домике ветеринара все еще стоят на полках банки и пузырьки с препаратами.

Те, кто не устал бродить по территории деревни, могут осмотреть Дом культуры, больницу, а также двухэтажные жилые дома, почту, школу и детский сад. Поскольку вход в зону строго по пропускам, ее нужно покинуть до обозначенного времени. Впереди — дорога домой, а в планах на будущее — визит в Брагинский район.

Солнечный день в поселке Солнечном

За неделю до годовщины аварии на ЧАЭС я посетила зону отчуждения Брагинского района. На выезде из Брагина располагается КПП «Глуховичи», минуя который группа туристов отправляется в поселок Солнечный, часто называемый маленькой белорусской Припятью.

Своим появлением этот небольшой населенный пункт обязан сфере сельского хозяйства: в 1970-х годах было принято решение возвести на территории Брагинского района крупный животноводческий комплекс, а это влекло за собой и необходимость постройки жилья для людей, которые будут там работать.

Солнечный представляет собой несколько 2-х, 4-х и 5-этажных домов, детский сад, Дом культуры. Благодаря относительно высоким зданиям, с крыш открывается эффектная панорама на зеленеющий поселок. Природа здесь чудо как хороша. Можно только представлять, каким красивым был бы Солнечный, если бы в нем и сейчас кипела жизнь.

После осмотра жилых домов особое внимание стоит уделить Дому культуры. Здесь все, как и в других заброшенных зданиях: горы битого стекла, осыпавшейся плитки и штукатурки, звуки капающей воды да ветер, гуляющий меж пустых оконных и дверных проемов. Однако поразил своим видом актовый зал: падающий с потолка на сцену голубоватый свет производит впечатление декораций. Кажется, будто через пару минут к зрителям выйдут артисты и начнется волшебство. Странное ощущение жизни там, где ее уже почти 40 лет нету.

И еще немного архитектурно-пейзажных зарисовок Солнечного.

Из Солнечного путь лежит в отселенное Жердное, которому судьба после Великой отечественной войны дала второй шанс: деревня была полностью сожжена, но отстроена. Однако переломить ход истории этому населенному пункту все равно не удалось: авария на ЧАЭС привела к тому, что люди окончательно попрощались с деревней.

Природа в Жердном невероятно красивая. Судя по всему, работает волшебное комбо — Полесье + полное отсутствие людей. Во дворах домов — цветочные ковры, на фронтонах — необычная, но характерная для этих мест отделка, напоминающая балконное ограждение, а вокруг — много белых тополей…

Изюминкой этого места является так называемый домик Хоббита. Говорят, что он немного просел со временем, но изначально был очень маленьким. Судя по наличию нескольких окон, это не баня. Так что же тогда? Загадка.

Следующий в программе тура пункт — деревня Выгребная Слобода.

Чем она хороша? Тем, что здесь стоит 30-метровая вышка, с которой неплохо видна округа. В ясную погоду можно даже рассмотреть верхушку объекта «Укрытие» над 4-м энергоблоком ЧАЭС — она ярко переливается на солнце.

Кроме того, в Выгребной Слободе сохранилось несколько легких каркасных домиков, не совсем типичных для деревенского пейзажа. И повсюду — следы диких животных: кабанов, лосей, зайцев, зубров…

Завершающая нота тура — Брагин, где на территории монумента, посвященного Чернобыльской аварии, стоит памятник Василию Игнатенко — одному из погибших во время тушения станции пожарных, родившемуся в Брагинском районе. Кстати, история любви Василия и его жены Людмилы легла в основу нашумевшего американского сериала «Чернобыль».

Буйство красок с видом на обрыв

Считается, что для визитов в зону отчуждения/отселения идеально подходит осень, ведь в это время уже не жарко, еще не холодно, «зеленка» уже не такая зеленая, а потому не мешает обзору. Так октябрь стал месяцем, когда я посетила зону отселения Добрушского района.

Понять, что она началась, не составляет труда — об этом дает знать надпись прямо на асфальте. И сразу же привлекает внимание любопытная дорожная разметка. Что в ней необычного? То, что она выложена осколками бракованных изделий с Добрушского фарфорового завода. Вряд ли такое в Беларуси увидишь где-нибудь еще.

Бродить по заброшенным домам и не любоваться природой вокруг просто невозможно. Буйство красок, да и только!

В деревне Вылево, помимо красивой водонапорной башни на территории заброшенной фермы, можно осмотреть то, что осталось от церкви Святого Архистратига Михаила. По большому счету, это просто фундамент и фрагменты ограды. Однако сам храм не утрачен — его перевезли в Ветку.

Фишкой здешних мест является один из немногочисленных, если не единственный сохранившийся в зоне аутентичный знак, предупреждающий о радиационной опасности — он висит здесь с 1986 года.

Кроме того, гид Петр показал невероятно живописное место — обрыв с шикарным видом на реку Ипуть.

В деревне Демьянки популярным туристическим объектом стал дом деда Миколы, до недавнего времени жившего здесь самоселом. Но пару лет назад дочь забрала старожила в город. Теперь придомовая территория обреченно ветшает, скучая по своему хозяину.

В тех же Демьянках сохранился памятник культуры — усадебный дом Герардов. Рядом с ним — здания бывшего детского лагеря и школы.

В свои лучшие годы парк явно был великолепен, если судить по остаткам моста и величию окружающих усадьбу деревьев.

Усадебный дом планировалось законсервировать, однако сейчас он грустно смотрит на туристов заложенными кирпичом глазницами. Жаль, ведь здание, так и не дождавшееся реставрационных работ, не растеряло своей эффектности.

В деревне Дубовый Лог неприметно возвышается местный Дом культуры. Снаружи здание выглядит самым что ни на есть типовым, однако внутри обнаруживается не потерявшая с годами яркость настенная мозаика. Разгадать задумку ее автора и понять смысл изображения — задача с пятью звездочками)

На обратной дороге, по пути в Гомель, туристы проезжают через «чистое» от радиации Марьино — деревню, где раньше жило много староверов.

В стороне от дороги можно заметить одиноко стоящий посреди поля колодец. В прошлом это поле — чьи-то дворы с заброшенными домами. Оставленная неподалеку техника наталкивает на мысль, что этот участок земли был расчищен совсем недавно.

Тур получился довольно компактным, но не менее интересным, чем поездки в зону отчуждения Хойникского и Брагинского районов. Можно ли назвать такие экскурсии увлекательными? Однозначно. Полезными? Несомненно. Важными с точки зрения привлечения внимания общественности к трагедии на Чернобыльской АЭС и судьбам ликвидаторов, а также жителей отселенных деревень? Бесспорно. На эту тему нужно говорить, и не только накануне очередной годовщины аварии. Сегодня для многих Чернобыль — это игра «Stalker» и популярные ролики о нелегальных вылазках блогеров в запрещенную зону. Но хотелось бы, чтобы белорусы, и в первую очередь молодежь, осознавали, что отзвуки трагедии живут в каждом из нас — в виде попавших в организм радионуклидов, оставшихся в памяти рассказов очевидцев событий, просмотренных нами художественных и документальных фильмов.

Чернобыль повсюду. Но не страх он должен вызывать, а трепетный интерес. Это та сторона Беларуси, которую можно назвать непарадной. И все же зона отчуждения не только таит в себе опасность. Она скрывает доступную внимательному глазу красоту природы, разнообразие животного и растительного мира, уникальные картины ушедшей эпохи. Откройте сердце зоне отчуждения, и она откроется вам…

Автор: Диана Хвалько

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59