13°
Меню

«Знать вкусы покупателей». Сельская бизнесвумен — о том, как торговать в деревне и не прогореть

Светлана Малиновская
Фото: Вячеслав Цуранов

Когда читаешь материал про деревню, в которой доживают свой век два-три человека, или когда во время очередной командировки нет-нет да увидишь заколоченное здание бывшего магазина, невольно ловишь себя на мысли, что любой бизнес на селе — гиблое дело. Деньги вложишь, а на выходе в лучшем случае — ноль… Или все-таки стоит рискнуть? Светлана Малиновская, хозяйка магазина в деревне Задворье Столбцовского района, уверена: однозначно стоит! Свой торговый объект она открыла всего полгода назад, став настоящей сельской бизнесвумен. Поначалу было непросто, но Светлана не жалеет, что ввязалась в такую авантюру.

Заказы по вайберу

«Приезжайте в магазин, смогу уделить вам минут 20. Перед выходными всегда очень много покупателей, поэтому свободного времени в обрез. Но пообщаться, надеюсь, получится» — примерно так Светлана ответила на нашу просьбу встретиться и поговорить о ее бизнесе. Дважды приглашать не пришлось. Тем более что нам хотелось проверить: неужели обычный сельский магазин может быть настолько популярен, что у продавцов нет ни одной свободной минутки? Все-таки Задворье не самый крупный населенный пункт, да и райцентр ему в затылок практически дышит. Их разделяет около трех километров…

Но Светлана не преувеличила: народу в магазине хватало. Пенсионерки брали в основном продукты первой необходимости: масло, сметану, молоко, хлеб. По мнению покупательницы Натальи, хлеб здесь самый вкусный:

покупательница

— А какие сюда багеты и плетенки привозят, вы такие никогда не пробовали! Настоящая французская выпечка. Ее, конечно, быстро разбирают, но если покупаешь — это настоящая удача!  

Когда мы в двух словах объяснили, с какой целью приехали в Задворье, Наталья оживилась:   

— Вы знаете, таких магазинов, как этот, больше нигде нет. Он хоть и частный, но уже стал нашим, семейным. Я сама живу в деревне. Вышла на пенсию, однако еще работаю в Столбцах. Там после смены и покупала продукты, везла домой. Многие жители Задворья так делали. Но теперь, смотрю, даже из райцентра сюда едут затовариваться. Почему? В магазине продают именно то, что нравится покупателям. Вот я колбаску слонимскую люблю — она всегда в наличии есть. Кому-то гродненская больше нравится — хозяйка это возьмет на заметку, и через пару дней в продаже будет колбаса Гродненского мясокомбината. Приятно такое отношение к людям.  

чат магазина

От другой покупательницы, Людмилы, узнали еще один интересный факт: оказывается, Светлана Малиновская создала в вайбере группу, где рассказывает о поступлении новых товаров. В группе уже более 500 покупателей. Многие оставляют заказы: просят отложить, придержать тот или иной товар до вечера, чтобы после работы заехать и купить.  

— Это так удобно! Утром Светочка написала в вайбере, что привезли свежие помидоры, перец, и, конечно, к вечеру их уже разберут. Но я заявку оставила и знаю точно: Светочка оставит мне килограмм. Вы понимаете, какое это доверие, какие отношения складываются между покупателями и магазином? А ведь это частник. Если люди умеют работать и вкладывают душу в свой труд — у них все будет получаться.

5 тысяч господдержки

После 20-минутного общения с покупателями магазина мы уже точно знали, когда именно он открылся, за какими товарами сюда приезжают горожане, в какие дни бывает особенно много людей… Но самое главное еще только предстояло услышать: как молодая женщина решилась открыть в сельской местности свой магазин? Это ведь и физически непросто, и материальные траты большие. Да и риск присутствует…

— После 15 лет работы в сети «Лукойл» (сначала оператором, потом менеджером) захотелось что-то поменять в жизни. Чувствовала, что профессионально выгораю и уже не выкладываюсь на 100%. А делать что-то вполсилы не могу. У меня так: или занимайся делом хорошо, или не занимайся им вообще. Этому правилу стараюсь всегда следовать, — говорит Светлана Малиновская.  — Так я по своей воле оказалась в статусе безработной. При этом помнила, что в деревне Задворье Столбцовского района есть здание бывшего магазина райпо. Оно, конечно, требовало хорошей хозяйской руки и недешевого ремонта. Но если все привести в порядок — можно открыть свою торговую точку! Эта идея долго сидела во мне, хотя я и понимала, что не все так просто, легко и дешево, как могло показаться на первый взгляд.   

Настал момент, когда Светлана начала действовать. Обратилась в управление по труду, занятости и социальной защите Столбцовского райисполкома — по программе поддержки безработных она могла рассчитывать на субсидию для открытия своего дела.  

Светлана Малиновская
Светлана не исключает, что со временем решится на очередную «авантюру» и откроет второй сельский магазин

— Рассказала о планах открыть магазин в сельской местности. Мне пошли навстречу. Сказали, что субсидия будет, но прежде нужно пройти обучение на предпринимательских курсах, составить бизнес-план,  — вспоминает собеседница.  — Такая форма помощи безработным очень эффективна и полезна: при том, что у меня уже был хороший опыт работы менеджером, на курсах я узнала много нового по экономике, бухгалтерии.  

5281,95 рубля — на такой размер субсидии для открытия ИП могут рассчитывать безработные, зарегистрированные в сельской местности.

В качестве субсидии Светлана Малиновская получила около 5 тысяч белорусских рублей. Деньги разошлись моментальное: она приобрела холодильное и морозильное оборудование, стеллажи, кассовый аппарат, банковский терминал… Правда, выделенной суммы все равно не хватило. Наша героиня вложила и какую-то часть личных средств.

Интересно, что субсидию Светлана получила в августе 2022 года, тогда как пустующее здание в Задворье арендовала на несколько месяцев раньше. Все время, пока там шел ремонт, подходили сельчане, интересовалось: а что откроют? Люди не верили, что в деревне появится, наконец, свой магазин, боялись спугнуть удачу и надежду: столько лет здание пустовало! Однако 29 октября жители Задворья уже отправились за первыми покупками.  

магазин в Столбцовском районе

— В день открытия пришло очень много народу! При том, что мы вообще не анонсировали это событие. Спасибо сарафанному радио: сработало на ура. Приходили не только покупатели из Задворья и соседних деревень, приезжали из Столбцов. Никто не ушел с пустыми руками, а дети так вообще возвращались за вкусняшками по нескольку раз. Судя по всему, людям у нас понравилось. Иначе у нас не появилось бы столько постоянных клиентов…

Поинтересовались у предпринимательницы: по какому принципу подбирается ассортимент сельского магазина? Это ведь не супермаркет, где места столько, что можно хоть 50 видов сыров и 30 наименований йогуртов привезти. Да и люди в деревне вряд ли затовариваются впрок. Как утверждает Светлана, при выборе товаров для реализации, она учитывает предпочтения покупателей. Старается, чтобы продукт, который им особенно полюбился (слуцкий сыр, могилевский сок или слонимская колбаса), периодически был в наличии.  

«Госсубсидия — это огромное подспорье для людей, которые хотят открыть свое дело. Может, они никогда бы и не решились заняться бизнесом, но, когда тебе на начальном этапе оказывают такую финансовую поддержку, грех ею не воспользоваться».

Светлана Малиновская

— Кто-то предпочитает брестскую сметану, кому-то больше нравится минская. Один любит столбцовский хлеб с завода, другой хочет фермерский продукт. У нас и такой есть! Как-то сами покупатели подсказали, что в соседней деревне муж и жена пекут вкусный хлеб по французским рецептам. Мы попробовали — понравилось! Нашли контакты с семьей, и теперь несколько раз в неделю у нас можно купить настоящий французский багет или плетенку. Так что прислушиваться к мнению людей однозначно надо.

Что хочет покупатель?

Магазин работает чуть больше полугода. Срок вроде немаленький — значит, можно рассчитывать на какую-то прибыль? Светлана уверяет: прибыль есть, пусть и не такая, как хотелось бы. Называть конкретную сумму она не стала, сказала лишь, что в минус не работает. Хватает и на пополнение запасов склада, и на оплату коммунальных, и на зарплату.

Светлана Малиновская
Знать вкусы своих постоянных покупателей — задача продавца сельского магазина

— В разные дни покупателей приходит разное количество. Больше всего людей бывает во второй половине дня, в пятницу, субботу, предпраздничные дни. В это время в магазине настоящий ажиотаж, к которому готовлюсь заранее. Если приближаются выходные, в наличии должны быть наборы для шашлыков, барбекю, сезонные продукты. Лето — самая горячая пора для дачников, когда особенно хорошо расходятся удобрения для растений, семена. Значит, надо делать акцент и на эти товары. А вот перед 1 сентября будет спрос на школьные принадлежности. Если ты не знаешь, что нужно покупателю, что он надеется приобрести в твоем магазине, рано или поздно его можно потерять. Это принцип, по которому работает сельский магазин. Вот почему стараюсь всегда быть на связи с людьми. Насколько это возможно, подстраиваюсь под их вкусы.

Для того чтобы быть на связи с покупателями, Светлана и создала группу в вайбере, на которую подписаны жители Задворья, Столбцов, близлежащих деревень. Число подписчиков растет.   

магазин в Столбцовском районе

 — Конечно, полгода для магазина — это, считай, ничего. Мы пока только становимся на ноги, но, надеюсь, авторитет у своего покупателя уже завоевали. Теперь главное — работать в том же ритме, не сбавлять темп и уровень обслуживания. В магазине я не только директор, но и менеджер, и продавец. Если надо, и за грузчика могу,  — смеется Светлана.  — Сама бы, конечно, не справилась. В том, что магазин работает успешно, заслуга всей моей семьи, людей, которые в трудную минуту готовы подставить плечо. Больше всех помогает дочь Вера, выпускница БГУ. Она будущий лингвист, но ее советы оказались весьма кстати. Дочка и сейчас моя правая рука. Ее поддержка наталкивает на мысль открыть еще один магазин. Но пока это только проекты. Поживем — увидим…

А тем временем…

Для магазинов райпо настали тяжелые времена. В последние годы закрылось много торговых объектов «Белкоопсоюза». В том же Борисовском районе сегодня нет ни одного райповского магазина. А в тех районах, где они еще есть, качество и ассортимент товаров оставляют желают лучшего. Жалуются люди и на работу автолавок: не всегда ассортимент радует.

Дальше — больше. Недавно читатели «МП» обратили внимание на такой факт: в магазинах Логойского райпо в деревнях Заречье, Скороды, Завишино в продаже отсутствовали пиво и белорусское мороженое (было только от российского производителя и «непонятно какое»). А ведь летом холодное лакомство — самый ходовой товар. Как случилось, что оставили народ без пломбира и шоколадного с орешками? Прокомментировать ситуацию мы попросили председателя правления Минского облпотребсоюза Вадима Дверницкого.

— Торговое унитарное предприятие «ИнтерПродТрейд» поставляет в магазины райпо только российское мороженое. Что касается продукта белорусского производства, возникли проблемы с оплатой поставщикам, поэтому в магазинах оно отсутствовало. Думаю, в ближайшее время вопрос будет решен, сейчас работаем над этим. Правда, одномоментно это не уладится. Но скажу, что в приоритете для нас всегда есть и было именно белорусское мороженое.

К слову, не только в магазинах Логойского райпо отсутствует отечественное лакомство – проблематично его купить в Дзержинском, Березинском, Столбцовском и Минском районах.

— В магазинах других райпо продается как белорусское, так и российское мороженое.

Отсутствие пива в магазинах Логойского райпо также связано с задолженностью перед поставщиками.

— Вопрос решается. Работаем над тем, чтобы поставить в магазины данную продукцию. В течение нескольких дней пиво появится в продаже.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59