Торговля на селе никогда не была бизнесом. Как Белкоопсоюз обеспечивает продуктами деревни
Белкоопсоюз — многоотраслевая структура, реализующая целый комплекс услуг в каждом регионе республики, уделяя особое внимание сельскому населению. Если торговые сети приходят преимущественно в райцентры или заранее выгодные торговые точки в крупных населенных пунктах, автомагазины потребкооперации доезжают до самых отдаленных деревень. Протяженность отдельных маршрутов превышает 170 км.
Председатель правления Белкоопсоюза Инесса Короткевич признается:
— Для нас торговое обслуживание села никогда не было бизнесом. В первую очередь мы выполняем возложенную на нас основную миссию — оказываем социальную поддержку сельским жителям. 513 автомагазинов потребительской кооперации предоставляют свои услуги даже в самых отдаленных деревнях. Наши автолавки обслуживают более 450 тыс. человек, проживающих в 13,8 тыс. населенных пунктов. Из них в 11,3 тыс. проживает до 50 человек, в том числе в 5,3 тыс. обслуживаемых населенных пунктов проживает менее 10 сельчан. И в этих деревнях мы обеспечиваем торговое обслуживание, несмотря на затратность деятельности и труднодоступность маршрутов.
Развитие по плану
В целях качественного торгового обслуживания сельского населения организациями потребительской кооперации проводится работа по модернизации автопарка. На текущий год запланировано приобретение 110 отечественных автомагазинов. Также действует контакт-центр, позвонив сюда, можно оставить заявку на доставку необходимого товара (+375(29)107-93-93).
Белкоопсоюз в цифрах
Объединяет 258 тыс. пайщиков и обеспечивает занятость, социальные гарантии и стабильный доход более чем 34 тыс. работников.
Торговля — валообразующая отрасль, она формирует свыше 70% совокупного объема деятельности. Население обслуживают более 4,5 тыс. магазинов, из них 3,2 тыс. расположены в сельской местности.
В промышленной отрасли функционирует около 300 предприятий, которые выпускают более 3000 наименований продукции.
Заготовки впрок
Закуп сельскохозяйственной продукции у населения, фермерских хозяйств и организаций, а также дикорастущих ягод и грибов, вторичных материальных ресурсов — важнейшая задача заготовительной отрасли.
Ежегодно в заготовительной кампании участвуют более трех тысяч магазинов, расположенных в сельской местности, задействованы 760 приемозаготовительных пунктов и свыше 800 заготовителей. Население может сдать кооперации все излишки выращенной продукции, при этом никаких документов и справок не требуется. Кроме того, население и фермеры могут самостоятельно реализовать выращенную сельхозпродукцию на 107 подведомственных рынках. Для этого выделено более 30 тыс. торговых мест.
В 2024 году заготовительными организациями потребкооперации планируется закупить 11,7 тыс. тонн картофеля, 31,7 тыс. тонн овощей (из них свыше 5,1 тыс. тонн огурцов, 3,2 тыс. тонн томатов), 46 тыс. тонн фруктов, 1,5 тыс. тонн дикорастущей продукции.
Ставка на качество и натуральность
Белкоопсоюз снабжает собственные магазины и внесистемных потребителей натуральной продукцией востребованного ассортимента. Ежедневно обеспечивает хлебом треть населения республики. Учитывая потребительский спрос на хлебобулочные изделия с продленными сроками годности, кооперативная промышленность увеличила выпуск хлеба подовых и заварных сортов, объем производства которых за 2023 год составил 9,5 тыс. тонн. Расширяется и наращивается ассортимент хлебобулочной продукции лечебно-профилактического назначения.
Инесса Короткевич подчеркивает:
— Мы сохранили и активно развиваем лучшие традиции производства продукции методами квашения, соления и мочения, сегодня это узнаваемые бренды потребкооперации. Активно внедряем современные технологии глубокой (шоковой) заморозки, которые позволяют максимально сохранять первоначальное качество сырья. Конечно, ведется предметная работа по обновлению ассортимента с учетом общемировых трендов на здоровое питание, натуральный состав продуктов, их экологичность и безопасность.
Высокое качество промышленной продукции потребительской кооперации подтверждает не только спрос со стороны покупателей, но и компетентное мнение профессионалов, о чем свидетельствуют дипломы и награды республиканских и международных выставок и конкурсов.
Белкоопсоюз обслуживает 35% населения республики, или более 3,2 млн человек, в том числе все сельское население.
Интерес на внешнем рынке
В масштабах страны экспорт является ключевым приоритетом, целевым показателем для каждого предприятия. Следует также отметить, что Белкоопсоюз, с учетом текущей ситуации, осуществляет переориентацию ряда экспортных товарных потоков на рынки России, Китая и других дружественных стран.
Что касается 2024 года, основную долю в географии поставок продукции потребительской кооперации занимают не только традиционные рынки, такие как Российская Федерация (67%) и Казахстан (11,2%), но и, например, Таиланд (9,5%) и Камбоджа (6,2%). Отмечается рост объемов экспорта по отдельным товарным группам, в частности по мясу крупного рогатого скота (темп роста к аналогичному периоду 2023 года составил 132%).
Итоги 2023 года
- За сданную продукцию и сырье населению выплачено свыше 320 млн рублей, закуплено продукции и сырья от всех субъектов хозяйствования на сумму более 500 млн рублей.
- Объем производства промышленной продукции составил порядка 400 млн рублей. Изготовлено 6,8 тыс. тонн консервированной плодоовощной продукции. Готовой мясной продукции по национальным «домашним» рецептам — 1,3 тыс. тонн.
- Экспорт товаров организаций потребительской кооперации за прошлый год составил $33,2 млн. В 2023 году поставки осуществлялись в 10 зарубежных стран и 28 регионов Российской Федерации