Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Забытый подвиг. Как на протяжении 65 лет замалчивался героизм экипажа летчика Протасова

Забытый подвиг. Как на протяжении 65 лет замалчивался героизм экипажа летчика Протасова
Фото: из открытых источников

Великая Отечественная война – время подвигов. Одни широко известны, герои достойно награждены, память их увековечена в граните, названиях улиц, они навечно зачислены в списки воинских частей или являются Почетными гражданами городов. Другие же, совершившие не менее значимые подвиги, до сих пор остаются малоизвестными, не награжденными, а подчас, по истечению стольких лет по окончании войны, и забытыми… Прискорбно, но факт.

Таран
Анатолий Протасов

На рассвете 22 июня 1941 года с аэродрома у белорусской деревни Черлена, что в Мостовском районе Гродненской области, подвергшегося массированному налету немецкой авиации, сумели взлететь лишь бомбардировщики Пе-2 одного авиационного звена, ведущим был командир авиационной эскадрильи 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (СБАП) капитан Анатолий Протасова. И его экипажи не дрогнули, приняли неравный бой (а в налете на аэродром, по разным оценкам, участвовало до 50 немецких истребителей и бомбардировщиков!), проявив мастерство, героизм и готовность к самопожертвованию. Анатолий Протасов тогда сумел сбить одного, а затем таранным ударом уничтожил другого фашиста. А ведь их асы так кичились победами в небе всей Европы.

Это был первый воздушный таран в истории начавшейся тогда Великой Отечественной войны, совершенный на бомбардировщике. Теперь нам известно о 636 воздушных таранах, на счету же летчиков-бомбардировщиков («бомберов», как их звали на фронтах Великой Отечественной) их всего 18.

И первым был экипаж капитана Анатолия Сергеевича Протасова, подвиг которого оставался практически неизвестным вплоть до 2006 года…

О подвиге экипажа Протасова и трагедии 16-го скоростного бомбардировочного авиаполка

Принявший командование 11-й смешанной авиационной дивизией подполковник Гордиенко, получил донесение о том, что большая группа самолетов противника идет курсом на аэродром у Черлены.  На их перехват Гордиенко поднял звено истребителей 122-го истребительного авиационного полка, вернее, всё, что от него осталось. Но это не спасло положение. Порядка 50 немецких самолетов достигли черленского аэродрома. Застигнутые врасплох летчики, базировавшегося там 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, в большинстве своем даже не успели добежать до машин, как на стоянку новеньких Пе-2 и видавших виды, но боеспособных СБ -2 обрушился град бомб.

Протасов
Разгромленный аэродром

Кто виноват в не оповещении авиаполка на аэродроме у Черлены, почему 16-й СБАП не был поднят в воздух по сигналу тревоги и произошла страшная трагедия, когда практически в считанные минуты боевые машины полка были уничтожены немцами на земле?

Сейчас мы понимаем, что это следствие просчетов высшего политического и военного руководства СССР, а также преступной халатности как командующего Западным особым военным округом и его штаба, так и командиров, политических работников соединений и частей. Но что толку сейчас ворошить далекое уже прошлое, когда и общий настрой был, как в песне: «… от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней…»?

Важно, чтобы сегодня не могло такое повториться!

Тогда же с черленского аэродрома подняться в воздух удалось лишь звену, которое возглавил командир эскадрильи капитан Протасов.  А дальше произошло почти невероятное для гитлеровцев. Три «петляковых», не успев даже набрать высоту, встретились с повторно заходившими на цель вражескими самолетами, которые надеялись безнаказанно довершить разгром аэродрома. А экипажи капитана Протасов приняли бой!

Плотным огнем сразу из двух «ШКАСов» (Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный–самолетный пулемет) Протасов «срезал» фашистский истребитель Ме-109 и, не прекращая огня, крутым разворотом пошел на головной «Юнкерс». Маневрировать в сутолоке десятков машин и в огне пулеметных трасс было практически невозможно, и самолет Протасова врезался в брюхо Ю-88.  От удара оба самолета развалились в воздухе. Так геройски погиб капитан Анатолий Протасов и его экипаж: штурман старший лейтенант А.Яруллин и стрелок-радист сержант А.Бессарабов. 

Неподалеку упали еще две машины: немецкий Ю-88 и второй наш Пе-2 старшего лейтенанта Свинолобова. Некоторые источники утверждают, что Свинолобов тоже таранил фашистский самолет, но подтверждения этому нет. В воздухе погиб и третий наш экипаж.

Были погибшие летчики и специалисты технического состава и на земле: 6 павших и 15 раненых. Оставшиеся же в живых авиаторы 16-го СБАП в тот же день покинули место базирования и ушли на восток, чтобы влиться в воюющие авиаполки.

Так трагически прекратил свою боевую деятельность 16-й СБАП, не оставив и документов о событиях 22 июня 1941 года…

Протасов
Поворот на Черлену

Более подробно о трагедии можно прочитать в книге научного сотрудника Института истории Национальной Академии Наук Беларуси, руководителя научно-исследовательской группы военной истории «Рубон» Дмитрия Киенко «Крылья над Неманом» и в материале журналиста, полковника в отставке Николая Качука, опубликованного в газете «СБ. Беларусь сегодня» за 7 июня 2011 года. Причем на ряд моментов у авторов различные подходы и взгляды.

Но то, что утром 22 июня 1941 года на аэродроме под белорусской деревней Черлена произошла трагедия, в результате которой прекратил существование 16-й СБАП, даже фактически не вступив в бой с врагом – это прискорбный факт и тяжелая трагедия.

И то, что лишь многие десятилетия спустя вернулись к нам имена капитана Протасова и его боевых друзей, тоже факт, который не может не радовать.

О возвращении имен капитана Протасова и его боевых товарищей

Произошло это благодаря тому, что на призыв Николая Качука увековечить подвиг экипажа Анатолия Протасова откликнулись небезразличные люди Мостовского района Гродненщины и прежде всего члены районной организации Республиканского общественного объединения «Белая Русь». А их инициатива была поддержана многими жителями и Мостовским районным исполнительным комитетом.

Протасов
Памятник экипажу

Слева от дороги «Мосты – Гродно», неподалеку от деревни Черлена, в 2016 году был установлен 9-тонный валун с рельефным изображением лавровой ветви, а на лицевой стороне валуна укреплена Памятная доска с текстом: «Здесь, 22 июня 1941 года, совершая таран фашистского истребителя, погиб экипаж бомбардировщика под командованием капитана Анатолия Протасова. Это – первый в истории Великой Отечественной войны и мировой авиации таран бомбардировщиком».

Протасов
Табличка с рассказом о подвиге

Памятный знак был сооружен по проекту Владимира Пантелеева–гродненского скульптора, председателя Гродненского областного отделения Белорусского союза художников. И был торжественно открыт именно 22 июня в рамках заключительного этапа областной акции «С лампадой Вечного огня».

Выступая на митинге, посвященном открытию памятного знака экипажу Анатолия Протасова, заместитель председателя Мостовского райисполкома Таисия Мурина сказала: «Вместе нас собрала память о трагических и героических днях начала Великой Отечественной войны и людях, которые оказались в самом центре этих событий. Много тайн о тех страшных днях и исковерканных судьбах таит наша мостовская земля. И вот сегодня раскрыта еще одна судьба, увековечен еще один герой».

А я позволю себе поправить, считая, что это памятник тем трем экипажам 16-го СБАП, всем девятерым погибшим в том неравном бою 22 июня 1941 года.

Завершу же краткую зарисовку пронзительными словами из поэмы Роберта Рождественского «Реквием»:

Помните!

Через века, через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59